Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

положительной стороны зарекомендовала себя только что вве­ денная в экспериментальную эксплуатацию береговая радиоло­ кационная станция (БРЛС) «Раскат», работу которой обеспечи­ вали лоцманы конторы капитана порта и технический персонал во главе с Л. И. Буровиком. Еще В. Е. Ляхницкий, производя всесторонний анализ про­ екта большого торгового порта на Мурмане, писал: «Единствен­ ный, по-видимому, недостаток Кольского залива по сравнению с другими районами — трудность плавания в нем в туманную погоду... может быть если не совсем устранен, то в значитель­ ной степени ослаблен устройством надлежащей звуковой сигна­ лизации на его берегах». В то время — в 1918 году — трудно было предположить возникновение радиолокации... Первые опыты по радиолокационной проводке судов, не имеющих РЛС, методом лидирования были предприняты в 1958—1960 годах по инициативе главного штурмана пароходст­ ва Ю. Л. Попова (с 1965 года — капитана Мурманского торго­ вого порта), когда буксирный пароход «Коммунар», оснащен­ ный локатором (позднее его сменил спасатель «Капитан Афана­ сьев»), встречал суда в северном колене залива и проводил их за собой в порт. Зимой 1960/61 года были проведены опыты по проводке судов в тумане в южном колене Кольского залива, причем роль береговой РЛС выполнял спасатель «Капитан Афанасьев», поставленный у причала № 15 (ныне — № 17). Эти опыты показали эффективность проводок судов и организа­ ции движения в тумане с помощью БРЛС. Строительство БРЛС «Раскат» в Мурманском порту нача­ лось в 1963 году и закончилось в 1965 году, а с 1966 года БРЛС приступила к работе. Об интенсивности ее говорит таблица. Только за счет сокращения простоев флота БРЛС окупи­ ла себя в течение трех туман­ ных месяцев, с учетом же сто­ имости работы портов (торго­ вого и рыбного) и железной дороги, а также других смеж­ ных организаций транспорта «Раскат» оправдал расходы буквально в несколько дней и явился, таким образом, одним из наиболее экономи­ чески эффективных технических устройств торгового порта. В октябре 1971 года в конторе капитана порта (инспекции портового надзора) была, за счет введения штата лоцманов- Год Прове­ дено судов в тумане Количе- ство ту­ манных дней Итого в среднем судов за 1 туман­ ный день 1966 790 87 9 1968 3620 81 44 1970 4941 80 61 1972 4147 41 100 1973 11519 69 168 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz