Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Основным материалом для причалов портом и Ленморнии- проектом был (по согласованию с ММФ) принят шпунт «Лар­ сен-V». Первыми планировалось реконструировать причалы № 11, 10, 9. Основным типом причала выбрали стальной заанкерован- ный бульверк с глубиной 9 метров к нулю глубин на Мурмане, с первой категорией эксплуатационных нагрузок (на эти прича­ лы должно было устанавливаться крановое оборудование с дав­ лением 130 тонн на ногу крана, 4 тонны на кв. метр в прикор- донной зоне и 10 тонн на кв. метр в тыловой зоне причала — для складирования грузов). Кроме того, на причалах преду­ сматривалось устройство трех ниток подъездных железнодорож­ ных путей. В дополнение к проекту, по предложению начальника техот­ дела порта Ю. К. Костикова и старшего инженера техотдела Н. Ф. Кузьменко, корневая часть причала № 11 была измене­ на, в результате чего длина его увеличилась на 32 метра и ста­ ло возможным перпендикулярно к пирсу пристроить причал длиной 80 метров для отстоя портового флота. Все работы по реконструкции причалов начались в 1964 ГО­ ДУ- За достигнутые успехи в комплексной механизации порта и внедрение передовых методов труда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года в числе дру­ гих работников морского флота были награждены: орденом Л е ­ нина — стивидор М. Д. Бородин, орденом Трудового Красного Знамени — начальник второго участка В. М. Колотнев, ордена­ ми «Знак Почета» — бригадир И. П. Гуженко и крановщик Н. Ф. Ханжин, медалями «За трудовое отличие» — электрик С. Г. Мишин и лоцман В. П. Рябев. План 1963 года порт выполнил досрочно, 23 декабря, за счет своих прибылей обеспечив финансирование капитального строительства и ремонта, оплатил все основные средства и, кро­ ме того, дал государству сотни тысяч рублей чистой прибыли. Вместе с тем анализ работы рудного района (апатит состав­ лял половину грузооборота порта) показал, что рабочее время рудной установки составляет лишь 31,3%, а простои — 68,7%, в основном из-за неправильного планирования подхода судов. В целом по порту простои судов составили 22 700 часов. 1964 год, с точки зрения роста объема производства, был для порта нелегким, так как уже с января вывели на реконст­ рукцию причал № 11, вследствие чего причалы № 10 и 9 оста­ лись без прямых подъездных путей. К тому же не был закон­ чен и ремонт причала № 1, так что первому району порта при­ 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz