Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

либо подводить плавемкость к одному судну. Для обслужива­ ния рейда порт располагает всего одним катером». Говорил начальник порта и о нехватке плавсредств для бун­ керовки судов жидким топливом. (Порт имел только несамо­ ходный наливной лихтер «Джебел» и плавемкость «Буг», а так­ же несамоходную баржу № 508 для подачи на суда масел. Не­ достаток плавсредств увеличивал стояночное время судов в порту, усложнял планирование грузовых операций.) Назревал вопрос и о новом подходе к самой системе плано­ вых показателей, ибо «вал» явно изжил себя. Выступавший на том же активе начальник портофлота Ю. П. Борисов приводил такой пример: за десять месяцев экипажам судов портофлота за перевыполнение плановых валовых показателей было вы­ плачено 26 100 рублей премии, и в то же время те же суда при­ несли портофлоту больше 230 тысяч рублей убытка. Главной трудностью для порта, наряду с недостаточной тех­ нической оснащенностью, оставалась неравномерная загрузка в течение года. Зимой через порт проходило всего 5—6% гене­ ральных грузов. Летом начиналась штурмовщина. Доходило до того, что для погрузки судов, идущих в Арктику, комплектова­ лись дополнительные бригады из управленческого и вспомога­ тельного персонала. Летом 1961 года был даже случай, когда две грузовые бригады сформировали из числа моряков ледоко­ ла «Ермак», с тем чтобы вовремя отправить в Арктику дизель- электроход «Лена». На совместном совещании Министерства внешней торговли, Министерства путей сообщения, Министерства морского флота говорилось о том, что Мурманский порт необходимо обеспе­ чить внешнеторговыми грузами, особенно в зимнее время. Од­ нако пока в плановых органах продолжало бытовать мнение, что к порту тяготеет лишь... экспортный апатит. В результате только за девять месяцев 1962 года с Балтики и Северного мо­ ря в Мурманский порт пришло несколько десятков судов по­ рожнем, а завезено в порт было всего лишь 100 тыс. тонн грузов. Между тем уровень комплексной механизации переработки штучных грузов в Мурманском порту к 1963 году достиг 17%, навалочных — более 80%, леса — более 60%. В начале марта 1962 года вступил в строй морской вокзал с первыми причалами местных линий. Пополнился новыми пас­ сажирскими комфортабельными катерами типа «Шкипер» и «Суворовец» портовый флот. В порту появился и первый ди­ зельный буксир «Кутузов» мощностью 1200 л. с. Этот буксир стал флагманом портового флота. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz