Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

чалов большемерных океанских судов при пирсовом расположе­ нии причалов. Кроме того, имеется еще около 12,5 версты бере­ говой полосы, удобной для дальнейшего распространения порта. 2. Здесь имеется просторная водная площадь при отсутствии проникающего волнения с моря. Высота же местного волнения для Семеновых островов при наибольшем северном разгоне была вычислена по эмпирическим формулам в 3,9 фута, при практически наблюдавшемся волнении на фарватере в 5 футов (один фут равен 0,305 метра). ...Из наблюдений 1902—1911 годов нашли, что господствую­ щим ветром с октября по апрель является юго-западный; все остальные направления дают зимой редкие ветры; летом преоб­ ладают норд и норд-ост. Современная лоция Баренцева моря, ч. II, подтверждает данные 1902—1911 годов; несмотря на ис­ торию с «Андреем Первозванным», и тогда, по-видимому, не подозревали, сколько хлопот доставят штормовые северо-за­ падные и северные ветры портнадзору и аварийному инспектору порта в дальнейшем... 3. Береговая полоса, в силу своей пологости, наиболее удоб­ на. Кроме того, с юга и севера к Семеновым островам примы­ кает обсушка, позволяющая производство как намывных, так и землечерпательных работ (от мыса Зеленый, названного так из-за обильного хвойного бора, росшего на нем, до мыса Хал­ деев было заложено 75 скважин на глубину от 4 до 7 саженей ниже уровня наибольшего отлива, и нигде не было обнаружено наличия скалы). Характерной особенностью обсушки являлось то, что непосредственно от наружного ее края начинались глу­ бины, допускающие подход судов какой угодно осадки. 4. 5, 6, 7. Грунт на заливе (песок, ил, ил с песком) обеспе­ чивал надежные стоянки на якорях, льдообразование наблюда­ лось лишь в исключительно суровые годы, подходы с моря обес­ печивались одним из лучших в мире фарватером, а с суши (от Колы) — устройством дорожной террасы вдоль уреза воды. ...Источники водоснабжения (озера Министерское, Среднее, Большое, река Роста, ручьи Варничный и Семеновский, и источ­ ники подземных вод были исследованы в 1917 году специаль­ ной гидрогеологической партией горного инженера В. П. Поло- викова Управления по устройству поселка Мурманск, исходя из потребности 600 куб. саженей воды для нужд города, железной дороги и порта. Зимой 1915/16 года воду для судов, паровозов и кранов во­ зили двумя наливными ботами из Тюва-губы, где был устроен примитивный водозаборник, а для города — в бочках, наполняв­ шихся водою в ближних мурманских ручьях. К следующей зиме 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz