Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
чалов большемерных океанских судов при пирсовом расположе нии причалов. Кроме того, имеется еще около 12,5 версты бере говой полосы, удобной для дальнейшего распространения порта. 2. Здесь имеется просторная водная площадь при отсутствии проникающего волнения с моря. Высота же местного волнения для Семеновых островов при наибольшем северном разгоне была вычислена по эмпирическим формулам в 3,9 фута, при практически наблюдавшемся волнении на фарватере в 5 футов (один фут равен 0,305 метра). ...Из наблюдений 1902—1911 годов нашли, что господствую щим ветром с октября по апрель является юго-западный; все остальные направления дают зимой редкие ветры; летом преоб ладают норд и норд-ост. Современная лоция Баренцева моря, ч. II, подтверждает данные 1902—1911 годов; несмотря на ис торию с «Андреем Первозванным», и тогда, по-видимому, не подозревали, сколько хлопот доставят штормовые северо-за падные и северные ветры портнадзору и аварийному инспектору порта в дальнейшем... 3. Береговая полоса, в силу своей пологости, наиболее удоб на. Кроме того, с юга и севера к Семеновым островам примы кает обсушка, позволяющая производство как намывных, так и землечерпательных работ (от мыса Зеленый, названного так из-за обильного хвойного бора, росшего на нем, до мыса Хал деев было заложено 75 скважин на глубину от 4 до 7 саженей ниже уровня наибольшего отлива, и нигде не было обнаружено наличия скалы). Характерной особенностью обсушки являлось то, что непосредственно от наружного ее края начинались глу бины, допускающие подход судов какой угодно осадки. 4. 5, 6, 7. Грунт на заливе (песок, ил, ил с песком) обеспе чивал надежные стоянки на якорях, льдообразование наблюда лось лишь в исключительно суровые годы, подходы с моря обес печивались одним из лучших в мире фарватером, а с суши (от Колы) — устройством дорожной террасы вдоль уреза воды. ...Источники водоснабжения (озера Министерское, Среднее, Большое, река Роста, ручьи Варничный и Семеновский, и источ ники подземных вод были исследованы в 1917 году специаль ной гидрогеологической партией горного инженера В. П. Поло- викова Управления по устройству поселка Мурманск, исходя из потребности 600 куб. саженей воды для нужд города, железной дороги и порта. Зимой 1915/16 года воду для судов, паровозов и кранов во зили двумя наливными ботами из Тюва-губы, где был устроен примитивный водозаборник, а для города — в бочках, наполняв шихся водою в ближних мурманских ручьях. К следующей зиме 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz