Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
пор). Установка, несмотря на все свои несовершенства, опере дила время, потому что «импульсивное» движение флота как в каботаже, так и на загранперевозках, а еще более — «пачко образное» поступление зафрахтованного иностранного тонна жа — отнюдь не способствовали непрерывной транспортировке апатита по линии комбинат — порт — судно — потребитель. До ритмичного судоходства на апатитовой линии тогда было далеко, морской флот не имел специализированных судов-ру довозов, а предложенная пароходством прогрессивная схема работы судов на угольно-апатитовом «треугольнике» Мур манск—Европа—Шпицберген—Мурманск лишь отчасти спа сала положение. (В начале 1960 года на XX Мурманской городской партийной конференции, где обсуждался и вопрос об организации подхода судов в порт, приводился такой пример: со 2 по 5 февраля в порт пришло за апатитом сразу 6 судов об щей грузоподъемностью 50 тыс. тонн, а за неделю до этого 300 вагонов простаивало из-за отсутствия тоннажа.) В 1961 году порт приостанавливал прием концентрата 20 раз, причем 3805 вагонов простояли 62055 часов. Причал № 17 не мог быть использован в качестве резервного склада, так как туда перенесли угольную бункеровочную базу порта. В результате едва ли не самым срочным для порта стало уве личение склада-аккумулятора для апатита (заметим, что с на ращиванием производственных мощностей комбината «Апатит» и увеличением экспорта и этот склад не стал панацеей от бед нерегулярного судоходства). Последующие годы стали для порта годами борьбы за тех ническое перевооружение, за изменение технологии основных грузовых работ, за привлечение грузов. 8 февраля 1961 года порт начал осваивать новый массовый грузопоток. К причалам ошвартовался дизель-электроход «Ле на» с грузом кубинского сахара-сырца в мешках (каждый ме шок более 100 килограммов весом). Несмотря на сильный мо роз, сковавший мешки в трюме в монолитную массу, и снегопа ды, вынуждавшие прерывать разгрузку, судно было обработа но досрочно. Разгрузка шла по пяти технологическим линиям, т. е. на все трюмы; На работе отличились бригады В. И. Ефим- кова, И. П. Гуженко, С. П. Сверчкова, снимавшие с судна по 250—300 тонн сахара за смену. Всего за год порт принял и отправил по железной дороге 126 тыс. тонн сахара-сырца по варианту борт—вагон. В сентябре 1961 года, вдохновленные лозунгом: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!», — портовики начали 15 Причалы мужества 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz