Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

чала № 12, а Ленморпроект произвел разработку комплекса для перевалки апатитового концентрата. Предусматривалось, кроме того, строительство здания АТС, восстановление основных ин­ женерных коммуникаций, строительство пассажирского района, строительство гаража малой механизации на первом районе, восстановление в полном объеме клуба моряков. Все эти рабо­ ты были рассчитаны на ближайшие 10—15 лет. Некоторые трудности возникли при реконструкции причала № 12. Для того, чтобы обеспечить у причала глубины, позволя­ ющие подход крупнотоннажных судов, требовались длинномер­ ные деревянные сваи, а их не было. Тогда эти сваи стали склеи­ вать из досок, что позволило придавать им практически любую длину. Причал на клееных сваях просуществовал до семидеся­ тых годов, когда его реконструировали на основе свай-оболочек. 9 сентября 1952 года состоялось общее собрание портовиков, на котором был обсужден проект Директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951—1956 годы. В 1952 году в порту соревнованием было охвачено 1605 чело­ век (в том числе 219 стахановцев и 235 ударников). В развитии соревнования велика была роль портовой партийной организа­ ции. В 1952 году она состояла из 285 членов и кандидатов в члены партии, из которых 186 работали непосредственно на производстве (коммунисты возглавляли 16 из 22 хозяйств и от­ делов порта). В послевоенные годы коллектив порта значительно попол­ нился молодежью из сельских местностей, в основном из З а ­ падной Украины и Прибалтийских республик. Идейно-полити­ ческий уровень этих рабочих-новичков был настолько низок, что для них пришлось организовать кружки политграмоты, в ко­ торых вели занятия и выступали лучшие коммунисты-агитато- ры. Только в 1952 году было прочитано 142 лекции, проведено 4430 бесед и читок, в основном для новичков. В 1953 году началось строительство нового комплекса по переработке апатитового концентрата. Проектом предусматри­ валась выгрузка апатита из специализированных вагонов без участия грузчиков, передача его по транспортерам на склад или судно и выгрузка со склада. Механизированная установка дол­ жна была работать по вариантам: вагон—судно, вагон—склад (при отсутствии судна), склад—судно (при отсутствии ваго­ нов). Кроме того, предусматривался способ одновременной по­ грузки концентрата на судно и со склада и из вагонов. Комплекс строился 4 года и еще несколько лет доводился «до уровня времени», так что ныне существующие установки 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz