Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

В такую тележку мог впрягаться уже один человек, и произво­ дительность труда бригады возросла вдвое. В таких сложных условиях бригады Загороднюка, Пчелы, Цуркана добивались выполнения норм, хотя в целом валовая переработка концентрата была крайне низкой, а экономические затраты — высокими. Грузчики работали в облаках апатито­ вой пыли, эта пыль постоянно окутывала окрестности, и жите­ ли домов в километре от причала обнаруживали ее даже в сво­ их чемоданах. Нередки были заболевания органов дыхания у грузчиков. В 1948 году руководство порта поставило перед министерст­ вом и проектными организациями вопрос о реконструкции пре­ жде всего апатитового (рудного — так он стал называться) района. Мероприятия по борьбе за экономию средств и рентабель­ ность коснулись и прочих подразделений порта, в том числе портофлота. Так, например, на повестку дня стал вопрос о лоц­ манском катере. Поскольку фирменный лоцманский бот «Пилот» продол­ жал успешно ловить рыбу в составе Полярной моторно-рыболо­ вецкой станции, порт доставлял лоцманов в северное колено з а ­ лива и обратно на буксирах портофлота, что влетало в копе­ ечку и сводило на нет экономические результаты лоцманской проводки. Поэтому задумали решить проблему лоцбота «само­ строем». На СРЗ ММФ нашли корпус брошеного катера «Шторм» (бывший спасательный крейсер — парусная яхта «Великая княгиня Ксения Николаевна», — построенный в начале века на норвежских верфях Колина Арчера и обеспечивавший безо­ пасность рыболовных промыслов еще до первой мировой вой­ ны) и, в основном руками назначенной на него команды (стар­ шина Квашин), с помощью мехмастерских порта, отремонтиро­ вали его. Экономические показатели, а также оперативность об­ служивания лоцманов улучшились. Снижение накладных расходов и повышение производи­ тельности труда было достигнуто и за счет укрупнения бригад грузчиков, так, чтобы одна бригада могла обрабатывать группу трюмов, а то и все судно в целом. Серьезной реорганизации подверглись и ремонтно-строи­ тельные подразделения порта. Еще 13 апреля 1947 года Совнарком РСФСР утвердил ге­ неральный план развития Мурманска (до 1960 года). Этим пла­ ном предусматривался такой объем работ, выполнить который могли лишь специализированные строительные предприятия. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz