Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
<L5gl240 31 августа 1915 года, через день после разгрузки в Семенов ском первого парохода, при отделе торговых портов министер ства торговли и промышленности состоялось совещание для «обсуждения плана подготовительных действий по выбору места постоянного коммерческого порта на Мурмане». На совещании начальник Главного гидрографического управ ления генерал-лейтенант Жданко утверждал, что лучшим мес том для развития м и р о в о г о п о р т а на Мурмане является Екатерининская гавань с окрестными бухтами или Мотовский залив, соглашаясь в то же время и с «кандидатурой» южного колена Кольского залива. Бывший начальник Отдельной Мур манской съемки генерал-майор Бухтеев тоже называл Екатери нинскую гавань и берег Кольского залива от мыса Пинагорий до Семеновых островов. Генерал-лейтенант Дриженко считал, что на побережье имеется много достойных для порта бухт. Представитель Морского Генерального штаба контр-адмирал Небольсин заявил, что «с точки зрения штаба, доминирующее значение о выборе места будущего порта принадлежит интере сам торговли, так как пока сооружение постоянного военного порта на северном побережье не предполагается»(!). Известный знаток Мурмана адмирал Сиденснер заявлял: «Сооруженная на правом берегу Кольского залива временная пристань строя щейся Мурманской железной дороги, удовлетворяя лишь экст ренным требованиям настоящего момента, н е п р е д с т а в л я е т сколько-нибудь благоприятных условий для устройства удобного торгового порта» — и рекомендовал искать место для порта в районе Титовка — Озерко. Начальник работ Архангель ского морского порта Минейко мнений по поводу Семеновского не высказал, а на восточном побережье лучшим местом признал Териберку... В конце концов совещание постановило провести детальные портовые изыскания на берегу Кольского залива от Семеновых островов до мыса Пинагорий и, кроме того, провести такие же изыскания для губы Ваенга, бухты Озерко, острова Киль- дин, Териберки и Екатерининской гавани. Министерству путей сообщения было предложено произвести специальные железно дорожные изыскания для выяснения вопросов о проведении сое динительных веток от Колы до всех вышеперечисленных пунктов. Лишь в конце 1916 года Особое междуведомственное сове щание по устройству и развитию Севера под председательством министра путей сообщения статс-секретаря Трепова в целом одобрило проект Мурманского порта в Кольском заливе на Се меновых островах, составленный на основании данных Управ ления портовых изысканий на Мурманском побережье. 2 Причалы мужества 17 $№:т'тт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz