Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

были мастерами на все руки — они и землю копали, они и сваи били, они и бетонировали, они и водопровод проклады­ вали... Первая послевоенная пятилетка характерна, прямо сказать, «залечиванием ран», так как все работы производи­ лись хозяйственным способом. в. Г. К а л и н и н . Воспоминания. — Материалы исторической комиссии порта Решением Совета Народных Комиссаров Мурманск был включен в число пятнадцати городов РСФСР, восстановление которых было признано первоочередной задачей. На восстанов­ ление его правительство ассигновало 100 млн. рублей. Большую помощь порту оказал приказ № 7 Наркомморфло- та «О неотложных мероприятиях по обеспечению портов рабо­ чей силой и созданию постоянных кадров портовых рабочих». Этим приказом предписывалось проведение вербовки рабочих в сельской местности. Каждый завербованный, при заключении договора на 3 года, получал 300 рублей подъемных плюс 25% своей тарифной ставки на каждого члена семьи и, кроме того, 10 метров мануфактуры, один комплект рабочего обмундирова­ ния бесплатно и один комплект форменного обмундирования. На основании приказа № 7 к 15 марта 1946 года Мурман­ ским портом было завербовано 555 человек (из их числа скомп­ лектовали женские бригады грузчиков в дополнение к семи уже существовавшим в порту женским грузовым бригадам). Жен­ ские бригады использовались, в основном, на тяжелых неквали­ фицированных работах (штивке угля, апатита, руды) и на об­ работке связанных с большими затратами ручного труда гене­ ральных грузов. В начале 1946 года через порт шли важные импортные гру­ зы для строительства газопровода Саратов—Москва (выдаю­ щейся стройки пятилетки), и обработка этих грузов в срок и вне очереди контролировалась лично А. И. Микояном. Ввиду не­ хватки грузчиков к работе снова привлекались рабочие и инже­ нерно-технические работники негрузовых подразделений порта. К этому времени относится рекорд переработки груза в чет­ вертой пятилетке. 28 января бригада, составленная из оператив­ ных работников первого участка Милова, Шарапова, Берези­ на, Шмелева, Гордеева, под руководством начальника плановой группы Н. П. Авдонькина дала за смену 421% нормы. Каждый грузчик этой бригады заработал по 319 рублей за смену при норме 35 рублей. Этот, последний, рекорд никогда не был пере­ крыт. 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz