Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

рыбного порта), а репер, над которым находится памятный знак, был деревянным репером № 11, установленным в 1916 году. Что же подтолкнуло строительство первой мурманской при­ стани? Первая мировая война. К ее началу так и не был решен вопрос об устройстве железной дороги на Мурман. Весной 1914 года Особое совещание при министерстве финансов, со­ ставлявшее план строительства железных дорог на ближайшие годы, утвердило лишь сооружение Камо-Печорской и Обь-Ура- ло-Беломорской дороги (до Сороки). В августе 1914 года Рос­ сия вступила в войну, а уже через два месяца обнаружился зна­ чительный недостаток вооружения, стратегических материалов, техники, обмундирования, медикаментов, приборов и т. д., что заставило царское правительство прибегнуть к закупкам за гра­ ницей. Порты России на Балтийском море были блокированы немца­ ми, на Черном море — турками, Владивосток находился слиш­ ком далеко, Архангельск мог принимать суда лишь семь меся­ цев в году, да и то ограниченно, вследствие недостаточной осна­ щенности причалами, малой пропускной способности Архангель­ ско-Вологодской железной дороги, срочно перешиваемой с узкой колеи на общероссийскую. Вышеназванные обстоятельства заставили царское прави­ тельство уже в октябре 1914 года прийти к мысли о безотлага­ тельном проведении железной дороги к одному из пунктов по­ бережья Белого моря для создания там порта — дублера Ар­ хангельску, и 5 декабря было санкционировано строительство железной дороги до Сорокской. 30 декабря совет министров при­ знал строительство железной дороги на Мурман «заслуживаю­ щим самого серьезного внимания». 1 января 1915 года Нико­ лай II утвердил ассигнования на строительство дороги до Со­ рокской, с припиской к резолюции: «Считаю безусловно необ­ ходимым в будущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья». 10 февраля были вы­ делены кредиты для строительства дороги до Кандалакши, 16 мая — кредиты для строительства дороги на самом полуост­ рове, 3 июня были выделены ассигнования на сооружение вре­ менной пристани железной дороги в Семеновской бухте в сум­ ме 2 068 680 рублей, и дело, «не имевшее движения» в течение стольких десятилетий, завертелось. Осенью 1915 года и в 1916 году, когда вопрос о месте и уст­ ройстве глубоководного порта в общих чертах стал проясняться, на его строительство было выделено еще 5 225 ООО рублей; итого около шести свадебных приданых царских племянниц разреше­ но было истратить на стратегические цели... 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz