Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Экспедиция в развитие некоторых идей В. Е. Ляхницкого опре делила перспективу порта на ближайшее двадцатилетие, в том числе конкретно на 1947—1952 годы. Во-первых, запроектиро вали строительство апатитовых причалов в районе между лес ными и угольными причалами. Во-вторых, определили место пассажирского района с морским вокзалом и пирсами дальних и местных линий (нынешние пассажирские сооружения возве дены по этому проекту). Кроме того, предусматривалось строи тельство двух путепроводов в порт над железнодорожными пу тями в целях ликвидации простоев транспорта на переездах (заметим, что эта проблема не решена еще и сейчас). Причалы предполагалось основывать на деревянных свайных конструк циях, так как исследованиями было установлено, что железо бетонные сваи интенсивно разрушаются зимой в условиях при- ливо-отливов, а стального шпунта тогда в наличии не было (ряд участков причалов на стальных сваях был включен в проект в порядке эксперимента). Несмотря на отдельные неурядицы (на судах апрельского каравана снова было 36 поломок по вине порта, а экспедитор ский брак возрос с 6 случаев в марте до 68 в апреле), порт до стиг высоких производственных показателей. Наивысшая вало вая выработка по порту 1 мая 1945 года, объявленного рабочим днем, составила 177% нормы. Город и порт весной 1945 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz