Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

премии от 125 до 200 рублей. В дальнейшем набор на эти курсы производился раз в два месяца, и именно эти собственные, руко­ творные кадры позволили порту выполнить большинство восста­ новительных и строительных работ (производившихся, как пра­ вило, хозспособом) — тогда это называлось «самостроем». Полным ходом развернулась и подготовка к весенним сель­ скохозяйственным работам. Овощи и картофель сажали на «це­ лине» — в окрестностях Мурманока, так как былые удобные уча­ стки на пожарищах и газонах были включены в зону восстано­ вительной застройки. 8 марта, впервые с начала войны, работники порта отмети­ ли Международный женский день. Женщины в то время состав­ ляли около четверти всех работающих в порту. Начальник пор­ та Л. П. Новосадов своим приказом отметил особо отличивших­ ся работниц порта. Благодарности получили 27 человек, одно­ дневные путевки в дом отдыха — 15 человек, премии по 200 руб­ лей — 60 человек, по 300 рублей — 31 человек, пальто получи­ ли 30 лучших тружениц порта. Кроме того, каждая работница получила на свой праздник по 0,5 литра водки, по 1 килограмму рыбы, по 1 литру вороничного соку и по 2 банки мясных кон­ сервов, — сверх карточных норм. 23 марта состоялось общепортовое партийное собрание, н котором с докладом «О морально-политическом и культурном воспитании трудящихся» выступил секретарь партбюро Т. Б. Гу- женко. Вопрос был актуальным, поскольку не за горами был переход к мирной работе. На собрании отмечался самоотверженный поступок лоцмана В. А. Карпенко: во время сильного шторма 22 марта, когда аме­ риканский пароход оторвало от причала № 7, создалась аварий­ ная обстановка в ковше (на судне был застроплен тяжеловес, с которого не успели отдать гак берегового крана). Лоцман Карпенко по цепи спустился в ледяную воду и застропил там швартовный рым, после чего судно подтянули к причалу. Таким образом, возможная авария судна, груза и берегового крана бы­ ла ликвидирована за десять минут. А жизнь шла вперед. В апреле порт приступил к обработке очередного каравана (конвой IW-65), среди судов которого находился и торпедиро­ ванный у Териберки американский пароход «Харейс Бушнель», который был покинут своей командой и приведен в Мурманск на буксире. В апреле 1945 года в порту начала плановую работу Мур­ манская экспедиция Ленморпроекта (начальник Н. А. Дудаков). 192

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz