Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Несколько судов этого каравана имело на борту продоволь­ ствие и медикаменты в мелкой расфасовке. Комсомолец стиви­ дор М. Б. Гавриленко предложил для разгрузки этих судов так называемые «буфеты» — временные настилы на причалах на уровне железнодорожных платформ — соединить со складами при помощи транспортеров. Поскольку в порту имелись транс­ портеры только небольшой грузоподъемности с мягкой лентой, решено было переоборудовать их своими силами. И работники механизации порта слесари Митрофанов, Гершин, Федоров, крановщики Уралов и Ильяшенко, кочегар Зверев, электрик Троцко под руководством Гавриленко за пять дней сумели из­ готовить два транспортных потока, успешно работавших затем несколько лет. Большое количество тяжеловесов требовало большого коли­ чества грузовых приспособлений. На их изготовлении особо от­ личились кузнец-стахановец М. А. Аристов и молотобоец И. М. Филимонов. Порт снова, в который уже раз, стоял перед проблемой про­ изводительности труда, при наличии обновившегося за лето со­ става рабочих. В сентябре не справлялись с суточными норма­ ми выработки в целом по порту около половины бригад. Ква­ лифицированных кадров, несмотря на интенсивную работу кур­ сов и портового учебно-курсового комбината, не хватало. (Только на 1-м районе за сентябрь произошло 46 поломок гру­ зовых устройств на судах.) В эти дни Ф. Ф. Волков, стивидор, еще в бытность грузчиком награжденный за ударную работу орденом Ленина, предложил квалифицированным работникам оставаться в порту на 2—3 часа после работы и обучать нович­ ков прямо на рабочих местах. Примеру Ф. Ф. Волкова последо­ вал стивидор И. М. Чертополохов. Это движение расширилось в считанные дни, и приказом начальника порта в порту был введен институт инструкторов стахановских методов труда. Первый караван навигации был разгружен к 12 октября 1944 года, с опережением графика на 12 суток. 29 октября в порт прибыл очередной караван (конвой IW-60B) в составе 13 транспортов с 94 067 тоннами груза. Р а з­ грузка велась строго по графику, и общая продолжительность ее составила 16 суток. За успехи в работе 23 бригады грузчиков удостоились названия «фронтовых», а сам порт завоевал пере­ ходящее Красное знамя НКМФ и премию 115 тысяч рублей. Следует сказать, что обработка союзных караванов осенью 1944 года шла одновременно с огромной работой по обеспече­ нию Петсамо-Киркенесской операции Карельского фронта. Про­ изводилась погрузка судов, следующих в различные пункты 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz