Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

дов, выгрузив 529,1 тысячи тонн импортных грузов и погрузив 30,5 тонны грузов на экспорт. Если в январе порт выгружал ка­ раваны судов с опозданием против правительственного графи­ ка на 3—4 дня, то в апреле караван из 27 судов был обработан на 10 дней раньше срока. Работа порта обсуждалась на пленуме Мурманского обкома партии 16 мая 1944 года. В докладе секретаря обкома В. А. Про­ кофьева отмечалось, что порт улучшил свою деятельность. Имея из 8000 работающих всего 470 человек квалифицирован­ ных кадров, порт сумел развернуть социалистическое соревнова­ ние и охватить им всех. Сказались, безусловно, и техническая оснащенность (порт имел к этому времени 66 кранов), и отлич­ но налаженное использование техники. Сказался и дружеский деловой контакт с экипажами иностранных судов, делавших все от них зависящее для ускорения грузовых работ. Об этом свиде­ тельствует следующее письмо в адрес Мурманского бассейново­ го комитета профсоюза моряков: «Дорогие братья! Мы, члены экипажа амери­ канского парохода «Керри» и члены национально­ го союза американских моряков, приветствуем ге­ роических советских моряков. Мы с восхищением наблюдаем за героической борьбой, которую Крас­ ная Армия, поддерживаемая всем советским наро­ дом, ведет с варварами фашистской Германии. Мы горды тем, что привозим оружие такому храброму народу... Мы будем продолжать водить наши суда, несмотря на атаки фашистов. Мы, как члены аме­ риканского профсоюза, хотим укреплять дружбу между советскими и американскими рабочими. Зная, что в единении сила, мы соединяем наши ру­ ки с руками советских моряков в знак общего тру­ да на победу!..» Неоценимое значение для успешной работы по разгрузке конвоев 1944 года имело комплексное соревнование порта и Мурманского отделения Кировской железной дороги. Все со­ циалистические обязательства этих двух предприятий «увязы­ вались» и подписывались представителями и порта, и железной дороги. Действенную роль сыграла и организационно-партийная и пропагандистская работа. В то время наиболее популярным в порту был плакат художника А. Хмелева «Портовый причал — тоже линия фронта!». Газета «Моряк Заполярья» свои странич­ ки почти исключительно отдавала порту, причем публиковались 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz