Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

В 1912 году в Архангельске состоялось совещание местных представителей различных ведомств и Беломорско-Мурманского судоходства относительно устройства портов-убежищ на Мур­ манском побережье. Совещание решило: ходатайствовать перед министерством торговли и промышленности о внесении в смету 1913 года суммы, необходимой для производства изысканий в шести портах-убежищах: Вайда-Губе, Цып-Наволоке, Киль- дине, Териберке, Гаврилове, Захребетном, — как «не допускаю­ щих отсрочки». Несмотря на то, что в том же 1912 году специальная комис­ сия генерала Петрова признала Кольский залив лучшим местом для порта, было решено, что он может быть обследован во вто­ рую очередь, в 1917—1922 годах. Осенью 1913 года Мурманское побережье объехал руководи­ тель работ Архангельского порта А. М. Вихман. В 1914 году инженер путей сообщения И. А. Матвеичев ре- когносцировочно обследовал Захребетное, Подпахту, Гаврилово и остров Большой Олений с проливами. В 1915 году инженер А. П. Палчевский со своей группой об­ следовал Подпахту, Вайду, Цып-Наволок, губу Большую Воло- ковую-Кольскую и западный Кильдин, а И. А. Матвеичев — рай­ он Семеновых островов в Кольском заливе, включенный в план исследований в связи с постройкой здесь временной пристани, и губу Териберка. Партия И. А. Матвеичева производила съемочные и плано­ вые работы на территории будущего торгового порта с 19 июня по 31 июля, и дата 19 июня (стар, ст.) 1915 года считается днем начала строительства порта. Тогда был установлен первый репер, и началось сооружение временной свайно-эстакадной пристани на 70 сваях с длиной причального фронта в 26 саженей (54 метра) — ныне централь­ ная часть первого района порта. Днем рождения порта следует, по-видимому, считать 19 авгу­ ста (1 сентября по нов. ст.) 1915 года, когда в восемь часов вече­ ра к этой временной пристани ошвартовался с грузом из Нью- Йорка первый пароход «Дротт», о чем было доложено телеграм­ мой начальнику работ Мурманстройки. Имеет смысл привести еще несколько памятных дат, связан­ ных с портом: место выхода дороги к заливу утверждено 21 фев­ раля 1915 года (экспедиция инженера А. В. Викентьева выяви­ ла, что наиболее удобным местом для порта явилось бы западное побережье залива от параллели Анна-Корги до мыса Мишуков, включая устье реки Лавны, но вследствие необходимости пере- 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz