Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

чан в Мурманске силезским мытым углем. Командэр Диксон отказался отправлять пароходы из Архангельска, требуя толь­ ко «кардифф». Тогда Л. П. Новосадов дал гарантию снабдить англичан кардиффским углем (он в некотором количестве имелся на затонувших английских пароходах). Диксон затре­ бовал пробу угля в Архангельск, но ему ответили, что уголь будет доставлен в порт к приходу судов. (Дело, видимо, было не столько в этом «кардиффе», сколько в нежелании британ­ ской миссии устанавливать портальные краны к открытию нави­ гации, ибо эти портальные краны в действии были лишним ар­ гументом в пользу направления союзных конвоев в Мурманск.) Срочно сформированные бригады водолазов, матросов порт- надзора (в большинстве своем — женщин) и угольщиков при­ ступили к ручной добыче угля из бункеров затопленных судов и переправке его на причал. Когда через несколько дней порт узнал о выходе пароходов- кранов из Архангельска, было поднято уже 50 тонн угля. За двое оставшихся суток портовики подняли, перевезли на мелких судах на причал, выгрузили и уложили в штабель 150 тонн от­ борного кардиффского угля. Английские моряки развели рука­ ми, представитель британского министерства военных перево­ зок Мак-Грегор поблагодарил портовиков за точность в работе, а командэр Диксон пытался собирать сведения о происхожде­ нии этого угля вплоть до своего откомандирования обратно в Англию. 13 сентября прибыл пароход «Импайр Бард», а к 1 октября монтаж кранов, осуществленный американскими специалиста­ ми, был закончен, краны приняты специальной комиссией, и, таким образом, причалы лесного района, ранее самые плохоос- нащенные, стали самыми оборудованными в порту. Взаимоотношения с союзными миссиями к этому времени становились все более и более дружескими, и обе стороны по­ зволяли себе иронизировать по поводу второго фронта, повто­ ряя в случае каких-либо неувязок или явно невыполнимых для порта или для миссии дел слова Черчилля об открытии второго фронта: «Не позднее, чем до осеннего спада листьев...» За время летних работ были обучены более 200 портовиков, возобновлены учения и тактические занятия в формированиях народного ополчения, что значительно повысило уровень МПВО порта (за это начальник порта Л. П. Новосадов полу­ чил благодарность Наркома морского флота, а начальник МПВО порта А. К. Лопаткин был награжден значком «Почет­ ному работнику морского флота>). 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz