Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Г Л А В А 2 Нас привлекало... южное колено Кольского залива, в од­ ной точке которого возникла, с и л о ю в е щ е й * , первая г л у ­ боководная пристань у примыкания железной дороги к берегу наиболее вдавшегося в материк залива. Ж елезная дорога в своем стремлении к северному океану дошла до наиболее южной точки его, до которой глубины позволяли доходить морским судам, и, по счастливой случайности, это место ока­ залось наиболее удобным д ля создания большого порта. В. Е. Л я х н и ц к и й Кого считать первым строителем Мурманского порта? Первыми до стройки всегда бывают изыскатели, в данном случае инженер путей сообщения Иван Андреевич Матвеичев. Это он поставил чугунны й репер, над которым поставлен (ныне) памятный знак. К этому знаку в 1916 году была при ­ вязана высотная и плановая съемка В. Е. Ляхницким , в то время начальником Управления мурманских портовых изы ­ сканий. Из письма Г. Я. Н а л и в а й к о , бывшего заместителя начальника изысканий ___________ на Мурманском побережье * Выражение А. С. Пушкина (авт.). 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz