Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

шая работа бригад подсобных рабочих К. Я. Овсянкина, П. П. Горячкова, Т. Е. Позднякова. Кроме того, двухнедельным ок­ ладом и путевкой в дом отдыха было поощрено еще 26 порто­ виков. 15 июня обком ВКП(б) принял постановление «О ходе стро­ ительно-восстановительных работ в Мурманском торговом пор­ ту». Секретарь обкома В. А. Прокофьев и секретарь Кировско­ го райкома Росляков были уполномочены заниматься восстано­ влением торгового порта, и они действительно сутками не по­ кидали причалов. Портовики не без основания стали считать их своими сослуживцами. Интересовались работами в порту и член Государственного Комитета Обороны нарком внешней торговли А. И. Микоян, и народный комиссар морского флота П. П. Ширшов, оказывав­ шие действенную помощь фондами, финансами и людьми. В частности, по их указанию была организована поставка бе­ ломорского экспортного леса Мурманскому порту. Почти все дни в июле были пасмурными, и вражеские само­ леты появлялись над городом только один раз. Грузовые опе­ рации в порту почти прекратились, они производились лишь на линии Мишуковской переправы и при обработке пароходов «Спартак» и «Пролетарий», обеспечивавших воинские пере­ возки. 25 июля с грузом леса для порта из Белого моря прибыл в сопровождении спасателя британский пароход «Лландафф». В трюме № 4 этого парохода был обнаружен пожар, возник­ ший после того, как во время перехода у острова Кильдин па­ роход подвергся нападению вражеской авиации: две бомбы по­ пали в трюм, одна из них взорвалась внутри, вторая, пробив борт, — снаружи. Команда закрыла изувеченный трюм брезен­ том и применила паротушение, однако огонь не уменьшался. Тогда команда решила вскрыть трюм и залить огонь из пожар­ ных шлангов судна и подошедшего пожарного буксира «Строи­ тель». Капитан порта запретил это делать, так как вблизи 15-го причала, у которого стал пароход, находились склады взрыв­ чатки, а почти вплотную к причалу примыкали легкие деревян­ ные постройки. Британским морякам было предложено отвести судно к западному берегу, поставить его на ровную обсушку и заполнить трюм № 4 водой для ликвидации пожара. Капитан Райс ответил, что он не может выполнить этого без ведома британской миссии. На следующий день на горящее судно прибыл командэр Диксон, заявил об особой роли и положении британских офи- 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz