Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

мента, бензина, угля и рабочей силы. Бригады портовиков про­ чесывали пожарища в поисках необходимых материалов, при­ спосабливали в дело разнообразный подручный материал. Большую помощь в снабжении порта оказали областные орга­ низации и командование тыла Северного флота. Приказом от 17 мая 1943 года были сокращены отделы и службы портоуправления в пользу стройконторы, которая ста­ ла главным производителем строительных и восстановительных работ. Для всех ее работников был введен обязательный десяти­ часовой рабочий день. Для служащих и оперативных работников управления была введена трудовая повинность по рытью тран­ шей водопровода. Причалы, в том числе и бутобетонные № 10, 11, заделыва­ лись деревянными ряжами на деревянном свайном основании, так как такая конструкция оказалась более устойчивой к уда­ рам фугасных бомб. Работу тормозило отсутствие деловой древе­ сины: поступление леса по заявкам от лесозаготовительных ор­ ганизаций Чупы, Беломорска и Зашейка не обеспечивало и трети потребностей порта. Приказом по порту центр лесозаготовок перенесли в Белое море. Древесина должна была заготовляться на берегах и не­ посредственно в бассейне моря, куда она в огромных количест­ вах выносилась реками при существовавшем тогда (и еще много лет позднее) молевом сплаве. Портнадзор, наполовину состояв­ ший из женщин, собрал для лесозаготовительной партии 23 яко­ ря, 700 метров стальных и 2300 метров манильских и сизальских тросов, 11 шлюпок («собрал» — точное слово, потому что все это было в основном разыскано, подобрано, прибрано, приведено в порт с обсушек, а частью — со дна Кольского залива). В качест­ ве основной технической единицы портового «леспромхоза» вы­ ступал отправленный на Белое море буксир «Выг», укомплекто­ ванный наиболее опытными кадрами портофлота, включая луч­ шего лоцмана тех лет А. Ф. Кошева. Плоты собранной древеси­ ны «Выг» отбуксировывал в Кандалакшу, где лес перегружался на платформы и отправлялся в Мурманск. Много сил и труда отняла у портовиков борьба с весенним паводком, который в тот год был весьма сильным. В конце мая была отправлена во Владивосток еще одна партия портовиков, так что на 1 июня в порту осталось всего 770 человек. Затем, 9 июня, 174 человека отослали на строительство оборонитель­ ных сооружений, создаваемых на Мурманском направлении по решению бюро обкома ВКП(б) и Военного совета Карельского фронта. В порту осталось работать 596 человек, из них 218 — женщин. Вот кто преодолевал разруху летом 1943 года. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz