Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
мента, бензина, угля и рабочей силы. Бригады портовиков про чесывали пожарища в поисках необходимых материалов, при спосабливали в дело разнообразный подручный материал. Большую помощь в снабжении порта оказали областные орга низации и командование тыла Северного флота. Приказом от 17 мая 1943 года были сокращены отделы и службы портоуправления в пользу стройконторы, которая ста ла главным производителем строительных и восстановительных работ. Для всех ее работников был введен обязательный десяти часовой рабочий день. Для служащих и оперативных работников управления была введена трудовая повинность по рытью тран шей водопровода. Причалы, в том числе и бутобетонные № 10, 11, заделыва лись деревянными ряжами на деревянном свайном основании, так как такая конструкция оказалась более устойчивой к уда рам фугасных бомб. Работу тормозило отсутствие деловой древе сины: поступление леса по заявкам от лесозаготовительных ор ганизаций Чупы, Беломорска и Зашейка не обеспечивало и трети потребностей порта. Приказом по порту центр лесозаготовок перенесли в Белое море. Древесина должна была заготовляться на берегах и не посредственно в бассейне моря, куда она в огромных количест вах выносилась реками при существовавшем тогда (и еще много лет позднее) молевом сплаве. Портнадзор, наполовину состояв ший из женщин, собрал для лесозаготовительной партии 23 яко ря, 700 метров стальных и 2300 метров манильских и сизальских тросов, 11 шлюпок («собрал» — точное слово, потому что все это было в основном разыскано, подобрано, прибрано, приведено в порт с обсушек, а частью — со дна Кольского залива). В качест ве основной технической единицы портового «леспромхоза» вы ступал отправленный на Белое море буксир «Выг», укомплекто ванный наиболее опытными кадрами портофлота, включая луч шего лоцмана тех лет А. Ф. Кошева. Плоты собранной древеси ны «Выг» отбуксировывал в Кандалакшу, где лес перегружался на платформы и отправлялся в Мурманск. Много сил и труда отняла у портовиков борьба с весенним паводком, который в тот год был весьма сильным. В конце мая была отправлена во Владивосток еще одна партия портовиков, так что на 1 июня в порту осталось всего 770 человек. Затем, 9 июня, 174 человека отослали на строительство оборонитель ных сооружений, создаваемых на Мурманском направлении по решению бюро обкома ВКП(б) и Военного совета Карельского фронта. В порту осталось работать 596 человек, из них 218 — женщин. Вот кто преодолевал разруху летом 1943 года. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz