Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Из Полярного прибыл старший английский морской началь ник на Северном флоте адмирал Арчер, который осмотрел суд но и заявил, что его будут восстанавливать и поэтому его нуж но беречь. Но команда «Оушн Фридом» была уже расписана по другим судам, и поэтому «беречь» судно пришлось порту. На пароходе установили вахту ВОХра, а дежурство у зенитных пушек приняли артиллеристы Северного флота под командова нием старшего лейтенанта Овчарука (через несколько дней они сбили прямо над портом гитлеровский бомбардировщик, вы звав бурное ликование экипажей судов, стоявших у причалов). Разгрузку судна, с помощью водолазов, закончили к 5 апре ля. При этом было обнаружено значительное количество груза (авиапулеметов, авиаприборов, авиафотопленки, запчастей, тех нической авиационной литературы, сигарет, рома и т. п.), доку ментально не обозначенного к выгрузке в Мурманске. Все обна руженное имущество было передано Северному флоту. К концу апреля бомбардировки порта усилились, что, по обычным приметам, предвещало прибытие очередного каравана, но очередной, последний в навигацию, караван не пришел. 30 марта премьер-министр Англии Уинстон Черчилль обра тился с письмом к Советскому правительству, в котором он за явил, что после потерь, понесенных караванами IW-52 и IW-53, он не считает правильным усиливать охрану караванов и тем самым рисковать флотом метрополии, который может подверг нуться в Баренцевом море нападению германских самолетов и подводных лодок, не имея необходимого прикрытия. В этом же письме сообщалось, что только в случае успеха операции по высадке союзных войск в Сицилии можно будет возобновить конвоирование транспортных караванов в начале сентября, при условии, «если это позволит диспозиция основных германских кораблей» и «если обстановка в Северной Атлантике будет т а кой, что даст возможность обеспечить необходимые эскорты и силы прикрытия». В результате следующий караван был на правлен в северные порты СССР лишь в ноябре 1943 года. Израненный, полусгоревший, полуразрушенный Мурманский порт снова получил передышку. К маю 1943 года в Мурманском порту было разрушено 26 складов, 13 производственных помещений, 9 служебных зданий, 6 причалов. За прошедшие неполных два года войны гитлеровская авиация произвела в порту около двух с полови ной тысяч разрушений водопровода, канализации, теплофика ции, дорог и мостовых, электросети, телефонии, железнодорож ных путей. От зажигательных бомб сгорело большинство жилых 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz