Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

становка этих судов у причалов продолжалась до 15 марта, так как еще не полностью были выгружены суда предыдущего ка­ равана. 4 марта в порт был приведен из Сайда-губы британский па­ роход «Импайр Порча» и поставлен лагом к затопленному па­ роходу «Ланкастер Кастл». (В Сайда-губе этот пароход попал под авианалет, бомбы пробили в нескольких местах корпус и подожгли груз — хлопок и доски. Высадившаяся на судно пар­ тия Эпрона временно заделала пробоину и привела судно в Мур­ манск.) Пожар не удавалось ликвидировать в течение нескольких дней, и экипаж начал выбрасывать в воду хлопок, доски и даже продовольствие, так что портнадзор был вынужден снарядить группу для вылавливания этого груза из воды и приведения его в порядок (позднее он был сдан Мурманскому промсоюзу и оценен в 500 тысяч рублей). 6 марта порт был атакован фугасными, зажигательными и осколочными бомбами. Три бомбы попали в британский па­ роход «Импайр Кингсман», стоявший у причала № 1, и повре­ дили радиорубку, спасательные шлюпки, трубопроводы и над­ стройки, вызвав пожар. При этом был убит судовой плотник и ранено трое моряков. Получил повреждения и ошвартован­ ный к «Импайр Кингсман» пароход-кран «Импайр Элгар». Другими бомбами был уничтожен катучий кран, разбит желез­ нодорожный путь № 7. В районе причала № 6 начался пожар и последовали отдельные взрывы крупнокалиберных снарядов, но огонь быстро был ликвидирован героическими действиями пожарной команды порта. Жертв среди портовиков не было. Именно в этот налет был разбомблен приют иностранцев на бе­ регу— гостиница «Арктика». 9 марта спасателям удалось заставить всплыть носовую часть парохода «Лена», стоявшего на грунте у 11-го причала, но через полчаса бюро погоды объявило об ожидаемом шторме от зюйд-веста. В течение часа ветер зашел к норд-весту и до­ стиг силы 11 баллов. Ветром и волной были оторваны от прича­ лов несколько разгружавшихся пароходов, частью выброшен­ ных на обсушку, частью удержавшихся на заливе на якорях; другие суда удерживались у причала на носовых или кормо­ вых швартовых, подрабатывая на ветер машиной, а пароход «Лена» лег на левый борт и затонул. Ветер был настолько си­ лен, что силою трех поднятых по тревоге буксиров не удавалось ни на метр поджать на ветер к причалу оторванные суда. На складах посрывало крыши и целиком опрокинуло склад на причале № 15. При приливе вода заходила на настил прича­ лов. Ветер стих к утру 10 марта, и порт сразу же развернул 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz