Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

в состоянии, годном к использованию. Женщины продолжали работу, несмотря на глубокий снег и жестокий мороз. Они вновь приступали к работе, как только кончался налет, и работали даже во время налета, если он не был очень интенсивным. М а­ ло-помалу и мы, наконец, выгрузили наш груз. Русские рабо­ тали медленно, но не переставая. 24 часа в сутки они носили, толкали, тянули, работая без отдыха в пургу, продолжавшуюся неделями, приближая разгрузку к концу. За что мы им очень благодарны. Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь... Надрывающая сердце героическая работа, но необходимая, что­ бы грузы могли быть отправлены отсюда на фронт... Если он когда-нибудь наступит — этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили его». На темпах обработки каравана сказывалось и то, что при­ чалы № 9, 10, 11, наиболее удобные для обработки большегруз­ ных судов, были выведены из строя (к ним в некоторых местах могли подходить лишь буксиры). Разгрузка на остальных причалах вынуждала производить многочисленные переста­ новки пароходов в зависимости от вида груза, осадки и условий уровня воды (за январь было произведено 114 перестановок судов). Производительность труда грузчиков в январе составила в среднем 2,6 тонны за одну человеко-смену (против 12,9 тонны в июле 1942 года). В который уж раз приходилось, вооружаясь терпением, проходить весь цикл организации производства, обу­ чения и воспитания людей. Во внеурочное время работали курсы лебедчиков, ухманов, крановых машинистов. К 1 февраля спе­ циальности получили около 600 человек. 21 января прибыл второй караван (конвой IW-52) в составе 6 пароходов под флагом США, доставивших 31 063 тонны воен­ ных грузов (танки, самолеты, зенитные пушки, автомашины, снаряды, взрывчатку, медикаменты, продовольствие и т. д.). К 24 января все суда этого каравана были расставлены по при­ чалам и приступили к разгрузке, а 26 января прибыл третий ка­ раван (конвой IW-53A) из 11 пароходов (6 английских, 3 — США, 2 — панамских) с 50 213 тоннами груза. К концу января в Кольском заливе скопилось более 60 транспортных судов — второй «пик» за время войны. Д ля ускорения разгрузки их в Мурманск прибыли началь­ ник Центрального управления морскими портами В. Г. Бакаев и главный инженер Цуморпорта Д . Б. Шапировский. Они при­ няли решение производить разгрузку на рейде с помощью мел­ ких плавсредств, но решение это осталось на бумаге, так как мелких плавсредств (барж, шаланд и пр.) у порта не было. Для 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz