Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
морской базы. (Кстати, через много лет командующий Север ным флотом адмирал В. И. Платонов в своих воспоминаниях «Моряки на страже Заполярья» так отозвался о Полярном (бывшем Александровске): «С первых же дней (войны) мы по чувствовали, что место для своей Главной базы флота осенью 1933 года выбрали неудачно... Наша база оказалась и легко доступной для врага с суши, и тесной для стоянки кораблей, и оторванной от своей авиации и тылов, расположенных на другом берегу Кольского залива, и не связанной сухопутными коммуникациями со страной...») Так что какие бы основания ни брались в расчет, все они сводились к одному: краю нужен был порт с железной дорогой. Впервые проблема проведения железной дороги на Мурман обсуждалась по инициативе того же С. Ю. Витте в 1894 году в «Комиссии по проведению железных дорог на Севере России». Представитель военного министерства генерал Соллогуб и пред-1 ставитель морского министерства генерал Чикалев заявили, что строить такую дорогу преждевременно и рискованно ввиду то го, что на Мурмане «нечего пока охранять». Однако представи тель министерства финансов Романов заявил, что дорога будет иметь побуждающее значение для экономического развития края и, кроме того, «продолжение рельсовой сети до одной из незамер зающих гаваней на Мурманском берегу обеспечило бы беспре пятственный, в течение круглого года находящийся в полной власти России, путь к открытому океану, а следовательно и к берегам Западной Европы. При отсутствии такого пути многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но д а же и в мирное время) могут оставаться неудовлетворенными». Совещание не пришло ни к какому определенному выводу относительно срока начала строительства, однако выбрало на правление будущей дороги от Петербурга через Званку (ныне Волховстрой), Лодейное Поле, Петрозаводск, Повенец и далее на Кемь. Проекты дороги через Финляндию (Улеаборг — Порт- Владимир — Печенга и Иоэнса-Сердоболь (Сортавала) —• Кемь — Кола) были отвергнуты. Конечным пунктом железной дороги определена была Екатерининская гавань. В 1898 году открылась для движения Архангельско-Вологод ская железная дорога, в 1902 году царь утвердил проект созда ния межокеанских великих железных дорог от Порт-Артура и Владивостока до Мурмана, Лиепаи и Одессы, однако вскоре началась японская война, затем — революция 1905 года, и цар скому правительству стало не до железных дорог...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz