Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

морской базы. (Кстати, через много лет командующий Север­ ным флотом адмирал В. И. Платонов в своих воспоминаниях «Моряки на страже Заполярья» так отозвался о Полярном (бывшем Александровске): «С первых же дней (войны) мы по­ чувствовали, что место для своей Главной базы флота осенью 1933 года выбрали неудачно... Наша база оказалась и легко­ доступной для врага с суши, и тесной для стоянки кораблей, и оторванной от своей авиации и тылов, расположенных на другом берегу Кольского залива, и не связанной сухопутными коммуникациями со страной...») Так что какие бы основания ни брались в расчет, все они сводились к одному: краю нужен был порт с железной дорогой. Впервые проблема проведения железной дороги на Мурман обсуждалась по инициативе того же С. Ю. Витте в 1894 году в «Комиссии по проведению железных дорог на Севере России». Представитель военного министерства генерал Соллогуб и пред-1 ставитель морского министерства генерал Чикалев заявили, что строить такую дорогу преждевременно и рискованно ввиду то­ го, что на Мурмане «нечего пока охранять». Однако представи­ тель министерства финансов Романов заявил, что дорога будет иметь побуждающее значение для экономического развития края и, кроме того, «продолжение рельсовой сети до одной из незамер­ зающих гаваней на Мурманском берегу обеспечило бы беспре­ пятственный, в течение круглого года находящийся в полной власти России, путь к открытому океану, а следовательно и к берегам Западной Европы. При отсутствии такого пути многие государственные надобности (не говоря уже про военное, но д а ­ же и в мирное время) могут оставаться неудовлетворенными». Совещание не пришло ни к какому определенному выводу относительно срока начала строительства, однако выбрало на­ правление будущей дороги от Петербурга через Званку (ныне Волховстрой), Лодейное Поле, Петрозаводск, Повенец и далее на Кемь. Проекты дороги через Финляндию (Улеаборг — Порт- Владимир — Печенга и Иоэнса-Сердоболь (Сортавала) —• Кемь — Кола) были отвергнуты. Конечным пунктом железной дороги определена была Екатерининская гавань. В 1898 году открылась для движения Архангельско-Вологод­ ская железная дорога, в 1902 году царь утвердил проект созда­ ния межокеанских великих железных дорог от Порт-Артура и Владивостока до Мурмана, Лиепаи и Одессы, однако вскоре началась японская война, затем — революция 1905 года, и цар­ скому правительству стало не до железных дорог...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz