Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
ропы к «Северной России», а другие приняли смерть под фа шистскими бомбами в самом порту и были похоронены в мур манской неласковой земле. Они с сочувствием относились к со ветским людям, но с любопытством вглядывались в суровую русскую жизнь: если бы не война, эта жизнь многим из них по казалась бы экзотичной, и только. Для многих из них война была не тем, чем она была для нас. Она не была для них кровным делом всего народа, а была просто опасной, но неплохо оплачиваемой работой, бизнесом, который мог обеспечить дальнейшую жизнь, если уцелеешь. И моряки мурманских конвоев достойны уважения: ведь гораз до легче погибнуть за Родину, сражаясь на ее земле, чем отдать жизнь, помогая далекой и — для большинства из них — чужой стране. А ведь именно это они и делали, в этом была их война с фашизмом. Союзные экипажи по контрактам получали особое возна граждение за каждый налет авиации, подтверждением чего яв лялся расход боеприпасов. Поэтому снаряды не экономились. Зрелище, в сочетании с лучами прожекторов, было ярким. Впро чем, это имело и тот положительный эффект, что сильный, хотя и беспорядочный, огонь вынуждал немецкие самолеты произво дить бомбометание с предельно больших высот и не доходя до целей. Увольнение иностранных экипажей практически не ограни чивалось, и они не упускали случая побывать на берегу, где центром досуга являлся для них ресторан «Арктика» (до тех пор, пока его не разбомбили немцы). В общем, невзирая на от дельные мелкие конфликты, отношения с иностранными моря ками на протяжении всей войны были у портовиков самые доб рожелательные. Несколько более сложными оказались контакты с официаль ными представителями миссии. Далглиш довольно часто и по не объяснимым причинам требовал создавать особые условия раз грузки для одних пароходов в ущерб другим, по-видимому, он был как-то связан с частными пароходными компаниями. Коман- дэр Диксон, дольше других находившийся в Мурманске, был во обще человеком желчным и высокомерным и не оттаивал даже на совместных банкетах, устраивавшихся иногда по тому или иному праздничному поводу. Наиболее запомнилось портовикам отношение Диксона к по врежденным и покинутым командами британским судам (их только в первую навигацию было 5). В каждом случае, разме стив штатную команду на берегу, Диксон требовал от порта во енной охраны для покинутых судов, принятия этих судов 10 Причалы мужества 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz