Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

бардировках, чем бетон или бутовая кладка. Военный порт освободил и вернул торговому порту причалы № 1 и 2, что в дальнейшем позволило ставить под разгрузку еще два паро­ хода. Акватория у этих причалов, захламленная стоявшими здесь кораблями, была очищена с помощью водолазов и кату- чих кранов с грейферами. Для обеспечения перевозок 14-й ар­ мии порт выстроил еще один причал у мыса Мишуков. К 15 октября были отремонтированы все краны и восстанов­ лены, в дополнение к 10-му, причалы № 5 и 14. В течение августа—сентября вражеская авиация не особенно беспокоила Мурманский порт: она была занята на операциях против архангельских конвоев, а также участвовала в летнем наступлении гитлеровцев на Кавказ и Сталинград. К октябрю фашисты снова усилили бомбардировки Мурманска. 30 октяб­ ря на порт было сброшено 10 фугасных бомб, которыми были убиты около столовой два человека и ранены семнадцать. 31 октября при ночном налете в порту было убито десять человек. 6 ноября снова состоялся ночной налет. 12 ноября при бомбардировке порта фугасными бомбами были разрушены жилые бараки и ранено несколько военнослу­ жащих. Снова была отмечена постановка морских магнитных мин в заливе, вследствие чего на акватории порта провели бое­ вое траление и ввели специальный режим плавания. В ноябре в обгоревшем клубе моряков была устроена боль­ шая столовая № 4 для грузчиков, тогда же портовый флот пе­ редали в непосредственное подчинение капитану порта, суда укомплектовали кадрами судоводителей. В ноябре прибыло не­ сколько партий грузчиков из Вологды, так что общее число их достигло 3376 человек. В большинстве своем и эти грузчики представления не имели о предстоящем им деле, что снова за ­ ставило приступить к подготовке из их числа весовщиков, стиви­ доров, лебедчиков, ухманов и других специальных оперативных работников (их к концу ноября подготовили 326 человек). Рас­ селили грузчиков по всему городу, а наибольшие их группы — в общежитиях по улице Самойловой и в землянках за кладби­ щем. К новой навигации порт значительно пополнился техникой. Из Архангельска по железной дороге было доставлено два па­ ровых шеститонных крана. В ноябре поступило еще четыре ар­ хангельских крана общей грузоподъемностью 25,5 тонны. Были получены один кран от Северного флота и один — от судоверфи. 15 ноября в Мурманский порт прибыл второй английский паро­ ход-кран «Импайр Элгар», систер-шип парохода «Импайр Бард». 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz