Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Наиболее удобным пунктом для порта на Мурмане Витте признал Екатерининскую гавань. Для того, чтобы эта гавань могла действительно быть главной военно-морской базой Рос­ сии, Витте предложил создать двухколейный железнодорожный путь к ней от Петербурга. Александр III, уезжая в Ялту, взял с собою доклад Витте, а в Ялте неожиданно умер. Новый царь, Николай II, сначала согласился с доводами Витте, но затем, под нажимом близких ему офицеров морского ведомства, приказал строить военный имени Александра III порт в Либаве. Что же касается Екате­ рининской гавани, то ею разрешено было заняться лишь для централизации обслуживания рыболовных промыслов и улучше­ ния управления и надзора за ними. Смета на строительство в размере 400 ООО рублей была ут­ верждена в апреле 1896 года, а 24 июля 1899 года состоялось открытие нового портового города, названного Александров­ ском. Израсходованная часть кредита составила, по отчету, 391 651 рубль 81 копейку... Управление уездом приблизилось к промыслам, но уже че­ рез десять лет, стало ясно, что порт в Екатерининской гавани не решил никаких задач торговли: мелкие рыболовные артели, рассеянные по всему побережью — по подсчетам, 13 человек на одну версту побережья, — не требовали сосредоточения экспор­ та-импорта продукции в каком-либо определенном пункте. Да и само мореходство на Севере поддерживалось только за счет государственных субсидий, вследствие чего несколько раз едва не прерывалось. Александровский порт оставлял желать много лучшего: он не имел свободной территории на скалистом берегу, не имел надежной сухопутной связи с континентом, не имел места для строительства и размещения ремонтных доков, и его пристань, расположенная вдоль южного берега бухты, спроектирована бы­ ла «не вполне удачно». Зимовавший здесь в 1902 и 1905 годах пароход Северной научно-промысловой экспедиции «Андрей Первозванный», стоя у пристани с заведенным швартовом на бочку, терпел серьезные аварии, вынудившие его ходить для ре­ монта в Норвегию. Последствия последнего повреждения были таковы, что судно, в конце концов, застряло в Норвегии, попав под залог в 55 ООО крон, и было продано в уплату долгов мор­ скому министерству, на чем экспедиция фактически прекратила свое существование. По тем же причинам, а также в связи с ростом кораблей во­ енного флота и своими сравнительно небольшими размерами Александровск стал вызывать сомнение и в качестве военно- ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz