Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Когда судно развернулось, отдали буксир, и «Коммунист» пошел рядом в 10 саженях от правого борта, был дан полный ход вперед. В двух кабельтовых от мыса Мишуков сбавили ход до малого. На рейде, за маяком Мишуков, стояло множество судов. Оставляя эти суда справа, «Стил Уоркер» двигался, постепенно снижая ход, и, пройдя три кабельтова за маяк, судно вздрогнуло от взрыва большой силы. По наблюдениям лоцмана Карпенко, по палубе как бы прошла от кормы до носа сильная вибрирую­ щая волна. Капитан только повторял: «Рашен майн, рашен майн» («Русская мина, русская мина»). Лоцман, взглянув на­ зад, увидел в районе трюмов 4—5 большой столб серой пыли, летящие в воздух обломки и доски. Оправившись, капитан сбе­ жал с мостика, а лоцман скомандовал «лево на борт», чтобы на­ править судно к берегу, на мелкое место. Рулевой ответил, что руль вышел из строя. Минутой позже капитан возвратился на мостик и сообщил, что машины и руль не работают. Судно медленно двигалось вперед. Буксиру «Коммунист» дали приказ принять трос для буксировки к обсушке, но он дважды не смог подойти и лишь на третий раз принял трос.. Находившийся рядом буксир № 14 военного порта принял бук­ сир со второго борта, но было уже поздно, корма «Стил Уорке- ра» быстро погружалась в воду. С обоих бортов спустили спа­ сательные шлюпки. Капитан, по неизвестной причине, скомандо­ вал: «Отдать якорь!», при этом канат вытравился до жвака-гал- са. На ботдеке было уже по пояс воды, когда капитан, сидевший в шлюпке, крикнул: «Торопитесь, лоцман!». Карпенко бросил рупор, через который командовал отходящими буксирами, и прямо с мостика шагнул в шлюпку. Судно, придя на канат, вздрогнуло и быстро ушло под воду...» «Стил Уоркер» затонул на глубине 40 метров, и на месте его затопления в течение нескольких недель виднелись клотики мачт, которые позднее были обломаны. Обследование устано­ вило, что палуба и борта в районе взрыва имеют выпучины, подтверждающие, что взрыв произошел внутри трюма; не ис­ ключено, что и здесь не обошлось без диверсии. Этот пароход разгружался спасателями под водой в 1942 и 1943 годах; груз, поднятый наверх, на пароход «Свияга», после разгрузки и при­ ведения в порядок передавался Внешторгу. В начале июня 1942 года погода в Мурманске стояла холод­ ная, со снегопадами и дождем, но портовики, тем не менее, го­ товились к необычной для себя кампании — весенней посев­ ной. Были распределены земельные участки, приглашены для 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz