Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

В начале июня в порту скопилось наибольшее количество су­ дов за навигацию — около 60. Среди них — 15 советских паро­ ходов, 5 поврежденных и брошенных командами иностранных судов, суда девятого каравана и несколько порожних англий­ ских транспортов, пришедших из Архангельска. Вся эта армада стояла на якорях от Дровяного до Полярного, и обслуживание ее было для порта едва ли не затруднительнее самих грузовых операций (скажем, увольнение на берег — в кино, ресторан или интерклуб — для иностранных команд отнюдь не отменялось, а сами пароходы требовали то лоцманов для смены якорной стоянки, то плавсредства, то воды, то продуктов и т. д.). В понедельник, 1 июня, в 18 часов 50 минут при бомбарди­ ровке третьего района порта прямыми попаданиями бомб в но­ совую часть был потоплен у причала советский пароход «Суб­ ботник», при этом погиб судовой машинист. Стоявшая рядом портовая баржа № 1 получила несколько пробоин в подводной части, которые были забиты деревянными пробками нерастеряв- шимся помощником шкипера баржи Самохваловым. 3 июня от взрыва в трюме № 5, происшедшего по неизвест­ ным причинам, затонул в районе Мишукова пароход США «Стил Уоркер» после выгрузки с него 300 тонн тринитротолуола на причал № 15 (остальной груз состоял из продовольствия и машинных частей). Вот отрывок из объяснительной по этому поводу старшего лоцмана А. И. Душина: «3 июня главный диспетчер порта Торопов дал дежурному лоцману Карпенко распоряжение отвести пароход «Стил Уор­ кер» от причала № 15 и поставить его за мыс Пинагорий. Около 19 часов, оставив буксир «Коммунист» мощностью 375 л. с. у со­ седнего причала ББК, лоцман поднялся на борт парохода «Стил Уоркер» и представился капитану У. Е. Грину, полному высоко­ му мужчине лет 48—50. Капитан был одет в смешанный военно­ гражданский костюм и кепку. Осведомившись, что машина гото­ ва, лоцман предложил капитану подняться на мостик, и, таким образом, даже не заходя в каюту капитана, они последовали в сопровождении третьего помощника наверх и приступили к отшвартовке. На баке находился старший помощник капитана, на корме — второй, но из-за палубного груза кормовая палуба не просмат­ ривалась совершенно. Пароход «Стил Уоркер» водоизмещением около 10 тысяч тонн, старого типа постройки, трехостровной, имевший полубак, спардек и полуют, прямой форштевень и корму с большим, на­ висшим над водой подзором. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz