Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
а руководство грузовыми операциями на пятом районе прика зом И. Д. Папанина было возложено на начальника рыбного порта Сидоренко. Организовали рыболовную бригаду и отпра вили ее на лов трески в Териберку. Выловленная рыба перево зилась оттуда на палубах буксиров и сдавалась портовым сто ловым; судам портофлота было разрешено собирать после бом бежек глушеную рыбу — если не было работы — в целях улуч шения судового питания. Ввиду того что вязальная проволока снова закончилась, было принято предложение бригадира Ля- гаева крепить грузы на платформах с помощью деревянных сто ек и стяжек. Это нововведение было одобрено приемщиками железной дороги, и в течение длительного времени грузы от правлялись именно так, дав значительную экономию. Прибытие каравана привлекло внимание вражеской авиа ции. Налеты на Мурманск следовали ежедневно по нескольку раз. 10 мая на порт было сброшено 8 фугасных бомб. 12 мая у причала № 15 стоял пароход США «Байон Чико», с которого выгружался тринитротолуол в стоявшие рядом ваго ны. Вдруг из одного из вагонов в панике посыпались рабочие, а следом за ними оттуда повалил дым и показалось синеватое пламя. Разбегаться стали и все находившиеся поблизости. Ос тавшийся на причале весовщик комсомолец Н. В. Куликов бро сился к вагону и ногами, а также снятым с себя полушубком стал тушить пламя. На помощь ему поспешил кладовщик, к то му времени уже инвалид Отечественной войны, И. С. Тупицын, который схватил огнетушитель, подбежал к вагону и умело раз рядил его. Возгорание ликвидировали. Значение этого подвига не требует комментариев, так как рядом с загоревшимся вагоном находились десятки вагонов, груженных тринитротолуолом, и сам «Байон Чико» был полон им. (При аналогичных обстоятельствах, когда в годы первой мировой войны взорвался в Архангельске пароход «Барон Дризен», погибли еще три судна, было разрушено несколько причалов, до полусотни зданий и складов и убито около тысячи человек.) Н. В. Куликов и И. С. Тупицын были награждены ор денами Красной Звезды. Начальник связи порта комсомолец Н. В. Пашков в один из налетов получил контузию и потерял дар речи, но, несмотря на это, продолжал работать и ушел в санчасть только после то го, как закончил восстановление связи. Н. В. Пашков был на гражден медалью «За боевые заслуги». Вообще, несмотря на сравнительную малочисленность (в мае 1942 года в порту числилось 69 комсомольцев, из них — 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz