Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

а руководство грузовыми операциями на пятом районе прика­ зом И. Д. Папанина было возложено на начальника рыбного порта Сидоренко. Организовали рыболовную бригаду и отпра­ вили ее на лов трески в Териберку. Выловленная рыба перево­ зилась оттуда на палубах буксиров и сдавалась портовым сто­ ловым; судам портофлота было разрешено собирать после бом­ бежек глушеную рыбу — если не было работы — в целях улуч­ шения судового питания. Ввиду того что вязальная проволока снова закончилась, было принято предложение бригадира Ля- гаева крепить грузы на платформах с помощью деревянных сто­ ек и стяжек. Это нововведение было одобрено приемщиками железной дороги, и в течение длительного времени грузы от­ правлялись именно так, дав значительную экономию. Прибытие каравана привлекло внимание вражеской авиа­ ции. Налеты на Мурманск следовали ежедневно по нескольку раз. 10 мая на порт было сброшено 8 фугасных бомб. 12 мая у причала № 15 стоял пароход США «Байон Чико», с которого выгружался тринитротолуол в стоявшие рядом ваго­ ны. Вдруг из одного из вагонов в панике посыпались рабочие, а следом за ними оттуда повалил дым и показалось синеватое пламя. Разбегаться стали и все находившиеся поблизости. Ос­ тавшийся на причале весовщик комсомолец Н. В. Куликов бро­ сился к вагону и ногами, а также снятым с себя полушубком стал тушить пламя. На помощь ему поспешил кладовщик, к то­ му времени уже инвалид Отечественной войны, И. С. Тупицын, который схватил огнетушитель, подбежал к вагону и умело раз­ рядил его. Возгорание ликвидировали. Значение этого подвига не требует комментариев, так как рядом с загоревшимся вагоном находились десятки вагонов, груженных тринитротолуолом, и сам «Байон Чико» был полон им. (При аналогичных обстоятельствах, когда в годы первой мировой войны взорвался в Архангельске пароход «Барон Дризен», погибли еще три судна, было разрушено несколько причалов, до полусотни зданий и складов и убито около тысячи человек.) Н. В. Куликов и И. С. Тупицын были награждены ор­ денами Красной Звезды. Начальник связи порта комсомолец Н. В. Пашков в один из налетов получил контузию и потерял дар речи, но, несмотря на это, продолжал работать и ушел в санчасть только после то­ го, как закончил восстановление связи. Н. В. Пашков был на­ гражден медалью «За боевые заслуги». Вообще, несмотря на сравнительную малочисленность (в мае 1942 года в порту числилось 69 комсомольцев, из них — 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz