Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

обеспечивая связью рабочие подразделения порта и МПВО. Для этой работы под бомбами требовалось спокойное мужество, и П. М. Сорокина имела его. Награды портовикам вручал член Военного совета 14-й ар­ мии секретарь Мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостин, со словами приветствия к награжденным обратился И. Д. Па- панин. От имени награжденных выступили М. К. Амелин, А. Н. Воропаев, Г. П. Санаксыров и И. А. Кондратов. Победителем в предмайском социалистическом соревнова­ нии стала бригада № 54 (бригадир А. А. Попов), которая вы­ полняла сменные задания на 280—300%. Эта бригада выступи­ ла инициатором продолжения грузовых операций во время воз­ душной тревоги, прерывая их только при непосредственном на­ лете на порт. Почин был поддержан бригадами А. Н. Воропае­ ва, А. М. Щукина, Г. П. Санаксырова, С. М. Чернобривого, Ф. Ф. Волкова, Г. А. Зуева, В. И. Контиевского. В среднем производительность труда по сравнению с янва­ рем достигла к маю 170%, рекорд был поставлен 29 апреля бригадой С. М. Чернобривого, когда сменное задание было вы­ полнено на разгрузке тяжеловесов на 1031% (рабочие бригады решили для управления тяжеловесной стрелой применить ту- рачки свободных лебедок легких стрел с системой подводящих блоков). В дальнейшем такой способ разгрузки тяжеловесов взяли на вооружение и другие бригады. Помимо импортных операций, в апреле происходили и эк­ спортные: на советский пароход «Ашхабад» и английский «На- варино» была погружена хромовая руда. Гибель плавкрана № 1 создала такие затруднения с раз­ грузкой тяжеловесов, что представители союзных миссий пред­ ложили И. Д. Папанину и руководству порта суда с танками и другой тяжелой техникой в Мурманск не направлять. С этим нельзя было согласиться. Начальнику порта Л. П. Новосадову удалось договориться с капитаном американского судна «Вест Чесволд» о передаче порту с судна 35,5-тонной стрелы, что ка­ питан и сделал, как он объяснил, из чувства солидарности с русскими и ненависти к фашистам. Стрела рабочими судоре­ монтного завода была установлена на старом пароходе «Ка­ ма», застрявшем в порту в связи с войной и утратившем к тому времени мореходность, но вполне способном передвигаться по акватории залива. В качестве грузовой лебедки приспособили траловую лебедку с одного из траулеров. Так появился плав­ кран «Кама». Танки выгружались на причалы и принимались танкистами у борта судна, а затем своим ходом заходили на железнодорожные платформы для следования на фронт. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz