Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

оказался один иностранец без документов, одного человека не опознали, так как он был разорван на куски. Работы по раз­ бору завала на этом убежище продолжались двое суток. Всего в восстановительных работах принимало участие 400 человек и аварийно-восстановительный поезд Кировской железной до­ роги, поскольку были повреждены железнодорожные пути 1, 2, 4, 5, 10 и 11, разбита техника на них, разрушен бетонный при­ чал № 10, стенка его отошла на два метра в сторону залива, а на территории образовалась огромная воронка, грунт из ко­ торой выносился водой в залив. Пароход «Импайр Старлайт» 17 апреля был разгружен, от­ веден от причала и поставлен на рейде Дровяного рядом с за ­ топленным пароходом «Ланкастер Кастл», где в дальнейшем, 28 мая, он был утоплен авиабомбой. В августе его подняли и поставили в док. Несмотря на тяжелые бомбардировки, шестой караван раз­ грузили быстрее других (средняя продолжительность разгруз­ ки одного парохода составила 11,5 суток). Сказались организа­ торская работа руководства, накал предмайского социалисти­ ческого соревнования и то, что люди привыкли к бомбежкам, а смерть товарищей вызывала у них прилив ненависти к врагу и желание отомстить. Особо следует сказать о деятельности И. Д. Папанина, о его требовательности, о его смелости и обаянии, об его умении толково и непринужденно находить выходы из самых трудных положений, наконец о том, что и в дни самых ожесточенных бомбардировок он не покидал порта, деля со всеми лишения и опасности. Его характерное обращение «братки» и «сестрич­ ки» с теплотой вспоминают ветераны тех лет. 19 апреля прибыло 5 судов из состава седьмого каравана (остальные были отправлены в порты Белого моря). На этих судах было доставлено 13 529 тонн военных грузов, преимуще­ ственно — продовольствия. Все суда прибывшего каравана в тот же день были поставлены к причалам, и началась их раз­ грузка, которая шла весьма интенсивно (среднее время раз­ грузки одного судна составило 6,8 суток). 23 апреля авиация противника снова бомбила порт, сбросив только на центральную часть порта около 60 бомб. Были раз­ рушены причал № 9 (при этом тринадцать человек было ране­ но) и причал № 5. Прямым попаданием бомбы был уничтожен моторный катер НКВД, вместе с которым погибла девушка- моторист. Бомба попала и в плавкран № 1. На помощь ему по­ дошел буксир портофлота «Строитель» и начал откачивать во­ ду из крана, но кран опрокинулся и придавил своей стрелой 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz