Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

ника порта Волчкову, а затем сделала перевязки морякам па­ рохода «Ланкастер Кастл». Смело работали и пункт первой помощи, возглавляемый Н. П. Брюшининой, и все три портовые машины «скорой по­ мощи». На восстановление разрушений, откапывание трупов и раз­ борку завалов было мобилизовано 862 портовика, работавших одновременно в течение трех суток под руководством В. В. Б а ­ саргина, Н. И. Торопова, М. К. Амелина, П. Г. Воробьева и М. М. Репникова. 27 марта последствия бомбардировки были ликвидированы. 28 марта в 17 часов авиация противника снова произвела бомбардировку порта, и мишенью снова был выбран 1-й район, на который было сброшено 22 фугасных авиабомбы весом от 100 до 500 килограммов. При этом было убито три, контужено и ранено двенадцать человек. Восстановительные работы про­ должались пять дней с участием 290 портовиков и аварийно­ восстановительного поезда Кировской железной дороги. Для руководства строительно-восстановительными работами были приказом по порту выделены: по гражданским сооруже­ ниям — М. М. Репников, по первому району — В. В. Басаргин, по второму району — Павлов, по третьему району — Ковыр- шин, по четвертому району — Сорокин. Были назначены новый начальник штаба МПВО порта А. К. Лопаткин и новый глав­ ный инженер порта И. С. Самуйлов. Тогда же решили постро­ ить бомбоубежища для главной диспетчерской порта, для шта­ ба МПВО, на первом, втором и грузовом районах порта, у цен­ тральных ворот и на пятом районе — для 400 человек (под большим штабелем соли). Эти бомбоубежища были выстроены к ноябрю 1942 года. Ввиду того что во время бомбардировок была обнаружена постановка немцами магнитных мин на акватории порта, всем судам, имеющим размагничивающие устройства, было предло­ жено держать их включенными. Пароход «Ланкастер Кастл» поддерживался на плаву сила­ ми аварийно-спасательного отряда Северного флота и выгру­ жался у 11-го причала до 29 марта, после чего был отбуксиро­ ван на рейд южнее Абрам-корги и поставлен на якорь. Разгрузка судов совершенствовалась. Еще при подходе су­ дов к порту составлялись график обработки и сменно-суточные- планы, которыми определялось, что необходимо делать каждо­ му работнику, начиная с начальника порта и кончая десятни­ ком хозяйственной части. Особенно четко этот план проводил­ ся в жизнь начальником первого района М. К. Амелиным, на­ 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz