Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

не неравномерно: так, на 5-м причале первого района за 12 су­ ток были разгружены пароходы «Лостер Кастл» и «Макабао», а на пятом районе (рыбный порт) пароход «Степан Халтурин»- разгружался 16 суток, «Импайр Баффин» — 17. В феврале была одна бомбардировка порта. Малая пропускная способность железной дороги, работав­ шей с крайним напряжением, вызвала завал причалов грузами до такой степени, что практически не оставалось места даже для прохода транспорта и вагоны задевали за штабеля грузов, ломая их. Вместе с тем движение транспорта и людей в районе проходных ворот у первого района стало столь интенсивным, что пришлось установить здесь регулировочный пост. В марте порт приступил к обратным поставкам по ленд-ли­ зу. Через четвертый район шел апатитовый концентрат, через причал № 14 — хромовая руда, через первый район — хлори­ стый калий, магнезит, солодковый корень, табак, воск, лекар­ ственное сырье, щетина, пух, эфирное масло и скипидар. Сильный шторм 7 марта 1941 года принес такой обильный снегопад, что всякое движение в порту и на железной дороге прекратилось. Борьба с заносами велась круглосуточно до 12 марта. В это время в порту возникло серьезное затруднение с от­ правкой грузов из-за отсутствия вязальной проволоки. Военное командование предложило использовать телеграфную проволо­ ку, имевшуюся в большом количестве на бездействующих ли­ ниях полуострова Рыбачий. 11 марта туда были командирова­ ны заместитель начальника 1-го района А. А. Спиридонов с де­ сятью рабочими, которые во фронтовой и прифронтовой зоне, в глубоких снегах, под артиллерийскими обстрелами, собрали на земле и сняли со столбов 44 тонны проволоки и доставили ее в порт. 11 марта в порт прибыл пятый караван в составе 15 судов (4 советских, 6 английских, 5 панамских) с 40 267 тоннами во­ енных грузов. Расстановка судов этого каравана затянулась до 21 марта, так как не хватало ни места у причалов, ни бук­ сиров, ни лоцманов, хотя и буксиры и лоцманы работали круг­ лосуточно, по боевой тревоге (лоцманская служба порта, состо­ явшая в годы войны из 6 человек: старший лоцман А. И. Ду- шин, лоцманы А. Ф. Кошев, 3. С. Крюков, А. К. Югаров, В. А. Карпенко, В. М. Замятин, — проделала не поддающуюся сей­ час учету работу, ибо, кроме перешвартовок под погрузку, вы­ грузку или бункеровку, произвела массу перестановок судов в связи с рассредоточением, ремонтом, мероприятиями по мас­ кировке и т. д.). 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz