Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Выбор места для строительства порта был возложен на спе­ циальную «Особую комиссию», которая, в свою очередь, летом 1872 года отправила на Мурманское побережье «особую экспе­ дицию» на шхуне «Полярная звезда», В состав этой экспедиции входили представители всех заин­ тересованных ведомств: финансов, морского, государственных имуществ, лесного хозяйства, земледелия, управления губерний и т. д. Тщательно обследовав Мурманское побережье, экспедиция сделала вывод, что нужды местной промышленности и торгов­ ли не могут быть удовлетворены только одним портом, и пред­ ложила устройство трех портов: в Монастырской губе на остро­ ве Кильдин (ныне — рейд Могильный), в губе Порчниха на во­ сточном побережье и в губе Корабельной на Рыбачьем. Однако «Комиссия для изыскания мер к экономическому развитию Севера» при министерстве финансов нашла устрой­ ство трех портов преждевременным, постановила ходатайство­ вать об устройстве порта и города при нем на Кильдине, при­ нимая во внимание географически центральное положение ост­ рова на побережье, и запросила для этих целей чуть более 130 тыс. рублей. Дорого обошелся бы этот порт? Смотря с чем сравнивать: великие княжны, т. е. многочисленные царские дочери, племян­ ницы и внучки, например, получали, выходя замуж, по миллио­ ну рублей из сумм государственного казначейства — свадебный «презент» в размере восьми новых портов, вроде проектируе­ мого. Предложение об устройстве Кильдинского порта встретило возражения министерства внутренних дел, которое усомнилось в том, что этот порт будет способствовать развитию края. Начальник Архангельской губернии Игнатьев заявил: «Едва ли этот порт не будет лишь местом пребывания должностных лиц, а поморы по-прежнему за хлебом для торговли с Норве­ гией будут являться непосредственно в Архангельск; архангель­ ские же торговые конторы, имея сношения не с Норвегией, а с английскими, германскими и голландскими портами, вовсе не нуждаются в складочных местах на Мурмане». Однако министерство финансов в лице статс-секретаря Рей- терна продолжало считать, что порт на Мурмане необходим, так как «беломорские порты освобождаются от льда лишь в июне, тогда как морские звериные промыслы начинаются ранней вес­ ной, поэтому с устройством порта в одной из незамерзающих бухт наши промышленники получили бы возможность оставать­ ся там на зимовку и выходить на промысел в лучшее для того 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz