Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

На Кандалакшском направлении, где противник пытался выйти к Белому морю и отсечь Кольский полуостров от страны, после упорных боев линия фронта также стабилизировалась. И прямое железнодорожное сообщение между Мурманском и Беломорском существовало в течение всей войны. Зато в районе станций Масельская и Повенец финские ар­ мии захватили и железную дорогу, и южную часть Беломорско- Балтийского канала, и даже, форсировав реку Свирь, продви­ нулись к Оште (в Вологодской области) — это случилось в ок­ тябре 1941 года. Таким образом, всякое сухопутное сообщение страны с Кольским полуостровом оказалось прерванным до де­ кабря 1941 года, когда вступила в строй построенная в страте­ гически короткие сроки железнодорожная ветка от Беломорска до станции Обозерская Северной железной дороги и стало воз­ можным сообщение по линии Мурманск—Вологда. До восстановления железнодорожной связи значение Мур­ манска как внешних ворот страны равнялось нулю. Мурман­ ский порт занимался лишь перевозками для Северного флота и 14-й армии, а экспортно-импортные перевозки велись через Ар­ хангельск. Но так ли мало грузов переработал Мурманский порт в пер­ вый год войны? Общий объем грузооборота по плану на 1941 год должен был составить 986 тыс. тонн, фактически переработали 216 тыс. тонн, или 21,9% к плану. В том числе через переправу в Кольском за ­ ливе (Мурманский порт — мыс Мишуков) было перевезено: 94 586 солдат и офицеров, 955 орудий, 62 танка, 2888 автома­ шин и тракторов, 12640 голов лошадей и другого скота, 5583 по­ возки, 42 800 тонн боеприпасов, 15739 тонн продовольствия и фуража, 3026 тонн жидкого горючего, 15 528 кубометров леса и дров, 8483 тонны прочих грузов, т. е. в среднем ежедневно пере­ брасывалось около 500 человек, 50 единиц боевой техники и транспортных средств, 350 тонн военных грузов. Следует рассказать и о перестройке на военный лад не толь­ ко портового производства, но и всего образа жизни портовиков. В первые дни войны в доме № 29 по улице Карла Либкнехта был организован пункт ПВХО по обучению населения портово­ го жилгородка правилам личной защиты. С 7 июля по распоря­ жению Наркомморфлота МПВО порта приступила к обязатель­ ному обучению всех портовиков в возрасте от 16 до 60 лет по нор­ мам ПВХО первой ступени. При этом были организованы агит­ пункты ПВХО в автобазе, реммастерской, в доме № 29 и в скла­ де № 45 центрального района порта, которые и в дальнейшем служили центрами военной учебы. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz