Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

работавшим в порту, не хотелось расставаться с привычной ра ­ ботой. Короче говоря, в конце июня эвакуацией пришлось з а ­ няться политотделу пароходства и профсоюзной организации, были выделены агитаторы и ответственные организаторы. В кон­ це концов, к 5 июля 1941 года из «министерского» тупика и с 1-й вытяжной ветки на юг, в основном в Мордовскую АССР, ушло четыре поезда с семьями портовиков (всего из Мурманска бы­ ло эвакуировано 72 003 человека, из них детей до 16 лет — 34 975 человек). Поскольку эвакуация техники и снаряжения планировалась по маршруту Мурманск—Кандалакша (поездом) и далее Кан­ далакша—Архангельск (морем), уже в начале июля в Канда­ лакшу отправили первый катучий кран, а сам Кандалакшский порт был подчинен Мурманскому на правах приписного пункта. Экспортные грузы (шерсть и солодковый корень), а также грузы Норильскстроя были отправлены в Архангельск морем на пароходах «Кузбасс», «Алдан», «Чернышевский» и «Аргунь», но значительная часть их шла и по железной дороге (в отдель­ ные дни портовики загружали до 60 вагонов эвакуируемого сна­ ряжения), особенно после того, как пароход «Аргунь» был тор­ педирован немцами у мыса Городецкий. Одновременно с отправкой грузов велся демонтаж кранов. Особенно много хлопот доставил углеперегружатель «Вотан», башню и стрелу с которого сняли плавкраном, поставленным в плавдок. Понтон «Вотана» отправили в Архангельск на бук­ сире парохода «Обь», а башню и стрелу погрузили на пароход «Спартак», на котором были отправлены также катучие краны № 2 и 3 и портальный кран № 2. Последним 24 ноября с буксирным пароходом «Кандалак­ ша» (капитан А. А. Золотков) был отправлен в Архангельск плавкран № 5, который пришлось специально готовить для ле­ дового перехода. В августе 1941 года немецкие войска вышли на рубеж реки Западная Лица и на южное побережье Мотовского залива, вследствие чего полуострова Рыбачий и Средний оказались от­ резанными (по суше) от наших войск. К ноябрю сорок первого года на этом направлении фронт стабилизировался в 80—100 километрах от Мурманска, и линия фронта здесь про­ держалась позиционно до 1944 года. Далее к югу, по границе с Финляндией, линии фронта как таковой не существовало — фронт здесь обозначала протянув­ шаяся на сотни километров полоса болотистой и гористой тунд­ ры, прикрытая с той и другой стороны цепью опорных пунк­ тов. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz