Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

организовали ударную обработку пароходов «Обь», «Щорс», «Узбекистан», «Шексна» и подготовку под военные грузы «Мос­ совета», «Кооперации», «М. Ульяновой», «Осмуссаара». 22 июня отправились на мобилизационные пункты первые призывники и первые добровольцы-портовики. Вечером 22 июня командование 14-й армии приказало в кратчайший срок подготовить для воинских перевозок сухо­ грузные пароходы «Шексна», «Спартак» и «Обь», причем «Шекс­ на» и «Обь» находились под разгрузкой. Ремонтной группе порта в составе 25 плотников под руководством бригадиров А. В. По­ пова и А. Г. Сверчкова и техника-строителя В. А. Сорокина по­ ручили соорудить трапы с площадками на уровне твиндеков, входные и транспортировочные площадки, забортные гальюны, коновязи и кормушки для лошадей, специальные погрузочные ящики. В ночь на 24 июня первые три судна приступили к погрузке воинских частей. Затем под руководством техника 3. А. Балак ­ шина были переоборудованы еще одиннадцать пароходов. Во второй половине июля, по требованию Северного флота, на транспортных судах были установлены защитные устройства штурманских и рулевых рубок от пулеметного огня вражеских самолетов. Из трехдюймовых досок ставились вторые стенки, зазор между ними засыпали песком. Для наблюдения за морем на все стороны предусматривались амбразуры. Тогда же ремстройконторой были переданы в паромы грун- тоотвозные шаланды «Индига», «Териберка» (позднее погибшая при высадке десанта в Мотовском заливе), «Повракулка» и «Двинская-2» (погибшая в губе Эйна); для перевозки ране­ ных — дрифтербот «Кекур», для перевозки горючего — дриф- тербот «Вайда», для перевозки живых свиней — моторные боты «Комсомолец» и «Байдуков», для перевозки коней — мотобот «Жижгин». Вся эта флотилия работала, в основном, между торговым портом и мысом Мишуков, где плотниками порта был капитально отремонтирован причал Лавна-1, построен причал Лавна-2 и плавучий санитарный причал (аналогичные устрой­ ства с приставками-понтонами для работы на приливо-отливах были выстроены портом на восточной стороне залива). Между причалом № 15 торгового порта (ныне — № 17) и угольной ба­ зой был переоборудован небольшой причал Беломорско-Балтий- ского канала для перегрузки горючего на баржи (приспособлен­ ные для перевозки горючего еще во время финской кампании). Ремстройконторой порта под руководством начальника кон­ торы В. Ф. Кузнецова и главного инженера порта В. В. Басар ­ гина были построены причалы в губе Кислой и губе Пала. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz