Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Перед Великой Отечественной войной Мурманский торговый порт состоял из первого, второго и третьего грузовых участков, стройремконторы, портофлота, механической мастерской, конто­ ры капитана порта, автобазы и портоуправления. Порт был обо­ рудован 15 кранами общей грузоподъемностью 147,5 тонны (4 портальных крана «Кировец», 2 автокрана, один гусеничный, 6 катучих железнодорожных кранов «Январец» и 2 плавкрана). Портофлот имел 8 буксирных пароходов («Мурман», «Канда­ лакша», «Карелец», «Беломорец», «Кола» (бывший «Голлан­ дия»), «Коммунист», «Выг», «Строитель») общей мощностью 3745 л. с., 4 моторных бота («Пилот», «Пионер», «Жижгинск» и «Санслужба-1» — водолазный), моторный катер № 547 и 11 барж общей грузоподъемностью 4222 тонны. В связи с окончанием финской кампании, значительным со­ кращением импортных перевозок и тем, что арктическая навига­ ция еще не началась, в порту наступило некоторое затишье. В это время портовики наметили восстановление причала № 8, пуск первого причала объединенной угольной гавани, достройку и механизацию апатитового склада на причале № 7. Заканчи­ вались работы по строительству каменного здания управления порта и большого каменного жилого дома № 3 по улице Воло­ дарского. Приступили к отделочным работам в новом клубе мо­ ряков. В порту закончилась традиционная весенняя большая приборка. Но и грузовые работы не прекращались, особенно перевалка грузов малого каботажа; на Мурманском побережье шло боль­ шое и разнообразное строительство. Образцы труда в предвоенном полугодии 1941 года показы­ вали бригады Стрельникова (206% сменных заданий), Голова­ нова (130,8%) и Кузякина (125%). Отправлялись грузы «Арктикугля» на Шпицберген, а паро­ ход «Щорс» перед самой войной успел уже сделать туда первый рейс. Пароходы «Кузбасс» и «Бурея» приступили к приему гру­ зов Норильскстроя на Дудинку. Производилась перевозка от­ дельных партий воинских грузов, так что в Мурманском торго­ вом порту к 22 июня собралось восемнадцать транспортных судов, ледокол «Ленин», ледорез «Ф. Литке» и несколько дру­ гих кораблей. При общей численности работников около 2 тыс. человек (из них около 400 человек — основных кадров) порт имел к тому времени свою жилую площадь в 45 826 кв. метров, процентов на 70 занятую работниками других мурманских предприятий, и три свои столовые — на каботажке, на центральном районе и на улице Челюскинцев, в районе жилгородка. Силами коллектива Й8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz