Романов, Б. С. Капитанские повести / Борис Романов. - [2-е изд., доп. и испр.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. - 382, [2] с. : портр.

и очень жаль, что не бывает и быть не может капиталь­ ного ремонта человеку, потому что за это время не стало у «Олонца» его капитана: до того доспорил капитан с па­ роходством и дирекцией завода, желая сделать пасса­ жирские помещения менее госпитальными, что обвинили его, капитана, в буржуазном разложении и потакании буржуазным вкусам. Как раз при выходе с завода на пол- обороте завис клапан капитанского сердца. Плакала команда, но нечем было плакать свежепокрашенному «Олонцу» с его новеньким котлом и трубопроводами. На похоронах бледнел начальник пароходства, потому что человек из Москвы благодарил за все капитана и заме­ тил вскользь: мол, нет места в ваших рядах тем, кто не понимает, что советский человек достоин... И принял «Олонец» новый капитан, тот самый сму­ щавший нэпманов штурманенок, и оба они достойно два года представляли советский флаг на линии Ленинград — Копенгаген —Гамбург. Потом сошли со стапелей новые великие лайнеры, и «Олонец» с пониманием дела отдал им линию. До того как затихнуть у стенки в ленинградской блокаде, успел «Олонец» сделать два военных рейса, вывозя раненых, больных и детей, и после первого же рейса был навсегда закрашен на нем милосердный красный крест, потому что сразу стало ясно, сколь бесполезен он перед фашиз­ мом. Отплевываясь из двух пулеметиков, «Олонец» вздра­ гивал от близких разрывов, опасался, выдержит ли серд­ це тщедушного человечка на мостике, посылающего суд­ но в немыслимые зигзаги. Закамуфлированный под окрестные здания, с заколо­ ченными окнами, на двух ношах угля в сутки выстоял «Олонец» обе блокадные зимы, и не все из его экипажа вернулись к нему из окопов. И еще раз капитальный ремонт, в Германии, в Вар- немюнде. Старательные немцы сменили паровую маши­ ну на дизеля, гигиенично удалили следы пуль и осколков, вставили еще более огромные стекла в окна ресторана и даже придумали раздвижной столик над раковиной умывальника в каждой каюте. Заработал камбузный лифт. В светильниках-бра, бронзовых плафонах, зерка­ лах, цветном линолеуме, с поворотным краном вместо старомодных стрел, с четырьмя сотнями чугунных чушек для балласта и скоростью тринадцать миль в час, «Оло­ нец» развозил из Мурманска по домам гостей московско­ 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz