Романов, Б. С. Капитанские повести / Борис Романов. - [2-е изд., доп. и испр.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. - 382, [2] с. : портр.

Поначалу пробовал «Олонец» возить нэповские пик­ ники в пределах Маркизовой лужи, но уж очень не по нему было это плавание: у Нарвы и Сестрорецка обры­ валась советская земля, и хотя рьяная публика, проры­ ваясь на мостик, требовала подвернуть вон к тому зеле­ ному островку, но нельзя было этого сделать, потому что островок не был еще советским. А когда очень уж начинали приставать купчишки и дамы, капитан вежли­ во отвечал, что он и рад бы, «но, граждане, здесь мин­ ное поле, видите —красная черта на карте». Нэпманы бо­ язливо взглядывали на карту, над которой сопел с цир­ кулем в руке золотушный штурманенок, —и уже не езди­ ли проветриваться на «Олонце». Им и без того хватало остроты ощущений. Потом «Олонец» перевели на Черное море, и он во­ зил между всеми мало-мальскими портами арбузы, ке­ фаль, копченую ставриду, первые советские велосипеды и первых рабоче-крестьянских и совслужащих туристов. Тогда он впервые ночью услышал об оценке женщины с классовых позиций, и хотя с тех пор много на нем и любили, и изменяли в любви, и говорили о ней, но тот гордый и горький шенот прозвучал для него откровени­ ем: что он мог бы сказать в этом плане сам о себе? Стро­ или его как госпитальное судно, раненые неравны перед богом только степенью своей близости к смерти, а пото­ му каюты всех трех классов различались на «Олонце» лишь числом коек: где две койки в каюте — первый, где четыре —второй, а где больше четырех коек — там тре­ тий класс. Это никого не обижало, потому что разница в билете была мизерная, а буфет и ресторан работали и не работали одинаково для всех. Разве в том было дело? Лишь бы люди увидели синие горы на далеком горизоп- те, распахнутое море и воду, такую синюю и чистую, что в нее невозможно поверить... Ах, как весело плавалось тогда! «Олонец» редко доковали, цеплялись к днищу водо­ росли и ракушки, но плохо поддавалась им знаменитая ледокольная сталь, и он умудрялся поддерживать рейсо­ вую скорость в нужных пределах, пока не износилась окончательно паровая машина и котлы не потекли так безудержно, что никакая черноморская чеканка не помо­ гала. Так «Олонец» попал в свой первый капитальный ре­ монт, сменили ему и котлы, и машину, и трубопроводы, 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz