Романов, Б. С. Капитанские повести / Борис Романов. - [2-е изд., доп. и испр.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1979. - 382, [2] с. : портр.
с шестнадцати лот, провел Михаил Иванович на Севере, проплавал на Севере, вот только война прошла для^него средней полосой и югом, да в последние годы начал он, сначала на больших морозильных траулерах, а потом на рефрижераторах, плавать в Западную Атлантику, Се верное море, к берегам Америки, Африки, на Кубу. И только под занавес его долгой морской жизни невидан но открылся ему берег, дальние страны не на карте, а на ощупь, когда стали возить рыбу прямо с промысла за границу или заходили туда пополнять запасы. Каждый такой заход становился для Михаила Ивановича собы тием, старик помолодел, взялся за английский и теорию мореплавания повторил так, что мог затуркать любого выпускника мореходки, что он иногда и проделывал с удовольствием и ехидцей. Конечно, такая работа была не то что всю жизнь: Ар хангельск — море —Архангельск или Мурманск — море— Мурманск,— а занимался этим делом Михаил Иванович с тысяча девятьсот двадцать седьмого года, когда при ехал с братом из глубинной Вологодчины на заработки в Мурманск. Уехали они из дому не потому, что плохо жилось, а просто нужны были деньги на раздел братьев и сестер, которых было у Михаила Ивановича восемь че ловек. В Мурманске от города было одно название да же лезная дорога. Сплошной Шанхай. Над халупами и окку пационными гофрированными бараками властвовало, ка менное здание транспортного потребительского общества, ТПО, неподалеку от которого имеется ныне у Михаила Ивановича добротная четырехкомнатная квартира. Ры боловный флот в ту пору тоже больше гудел на бумаге, хотя и шла вниз по дороге кое-какая рыба: семга, сельдь п треска, и требовались — дай бог — толковые рабочие руки. Брат не выдержал непривычной, на удачу, рыбацкой работы, моря и суматошного города, отбыл обратно в де ревню, а Михаил Иванович остался и, начав с ученика салогрея, пенсионный расчет получил с капитанских за работков. Спасибо добрым людям. Заставили кончить школу, а потом он и сам, в числе первых, осилил море ходный техникум, и стал работать по судоводительской линии, и начал с третьего помощника на РТ «Акула», и плавал на «Сазане», и на знаменитом «Кирове», и еще на других, — а всего судов у него в биографии было не 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz