Рогожин, Н. Н. Литератор : документальные романы / Николай Рогожин. – Онега (Архангельская область) : Онежское книжное издательство, 2016. – 456, [3] с. : портр.

теряется главная идея: а для чего все это? Д ля чего обрушивать на читателя поток мыслей, чувств, переживаний по десяткам поводов, случившихся у Ваших героев? Ведь у этого они таковы, у другого - другие, у третьего... Что же, все это валить на читателя? Д ля чего, к примеру, Вы так долго и много заставляете героя рассказа «Стайер» мучиться, обрекая его на занятия бегом, если в финале его 40-50 километровый бросок к роженице обставляете как необязательный, легкомысленный? С таким же успехом можно было заставить его заниматься чем-либо иным. Если бы бросок врача в сложившихся условиях был единственно возможной формой спасения чьей-то жизни, если бы его бег, вопреки растренированности, забытым травмам, через пот и боль, был бы мотивирован высокой целью, тогда бы всё раннее описание «село на фундамент», оказалось бы логически мотивированным. А пока - это не более чем словесный антураж. Сказанное во многом относится и к остальным рассказам. В «Утилитаристе» Вы хорошо показали жизненную философию ничтожества и, вполне вероятно, неосознанно повествование подвело Вас к необходимости показать гибельность, крах этой философии. Однако и здесь пропорции нарушены: описание огромно, многословно, а крах лишь намечен; Вы лишь заставляете героя судорожно делать не то, что он должен по своему характеру делать. Эта деталь краха; рассказ же, на наш взгляд, требует от этой детали поистине убойной силы. У Вас в рассказах много повторяющихся деталей, много необязательных сцен и слов, вещи зачастую композиционно не выстроены, нить рассказа постоянно теряется, что затрудняет чтение. Наиболее характерен в этом смысле «Дефицит...» Поработайте еще, Николай Николаевич, и присылайте. Пусть Вас не огорчает возврат рассказов. В дополнительной работе, и не раз, и не два, не нуждаются редкие из авторов «Севера», это, вероятно, норма, а не исключение, рукописи возвращаем. Всего Вам доброго ( ПОДПИСЬ) К.ГРЕТНЕВ отдел прозы 2. №2 2 2 .0 2 .1 9 9 0 г. Уважаемый Николай Николаевич ! К сожалению, вынуждены вернуть рассказы. И к каждому из трех - кроме общих - есть и свои замечания. Итак, общее. Это - описательность, недостаток действия, какой-то не внутренний, а поверхностный и - странно-раздражающий психологизм. И еще - многословие и оттого - трудность в чтении. «Берег золотой». Рассказ построен на описании «параллельных» героев - Ларчикова и Симагина, людей разных, видимо, интересных каждого по- своему. Ну живут и живут, кто как умеет. А читателю-то что? Много в этом рассказе и медицинской специфики, что уж совсем не обязательно для художественного произведения. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz