Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.

езное произведение —о лживости окружающей действительности, о романти­ ке горных восхождений, навеянной фильмом «Вертикаль» и песнями Высоц­ кого, Визбора. Наш энтузиазм, казалось, не имел границ. Мы рвались в бой и пытались что-то доказать. Но выпуск спектакля вдруг по каким-то непонят­ ным причинам приостановился. Где-то в декабре Пацевич собрал нас в акто­ вом зале, участников, на большой «Совет» - с единственным вопросом - быть или не быть, выпускать или нет, по существу, - готовый спектакль. Многие были «за», но находились и высказывающиеся «против». Юрий Леонидович, кажется, был в сомнении. Театр был его детищем и ему, естественно, не хо­ телось губить его на корню. Он вдруг как-то определенно согласился с мне­ нием только что пришедшей к нам студентки первого курса Нины Косаре­ вой. Она решительно отвергла готовность спектакля, отметила его рыхлость и сырость, сказала о необходимости существенной доработки «до художест­ венного уровня». Пацевич согласился. Вообще-то, в студии царил, можно сказать, дух демократизма. Юрий Леонидович прислушивался к мнениям студентов, ценил их замечания. Спектакль был новаторским еще и потому, что там ставились сцены драк, а в ходе самого представления был применен смелый прием непосредственного контакта со зрительным залом. Вопросы сценического суда задавались прямо из партера, а грохот наших тощих сту­ денческих тел в драках тоже был убедителен. Приемы рукопашного боя кон­ сультировал мастер спорта по дзюдо. Тогда о каратэ не слышали, и дзюдо являлось верхом совершенства. Я останавливаюсь на этом потому, что в обе­ их ролях, «зрителя» и одного из дерущихся играл сам, но это были опять ма­ ленькие, эпизодические, проходные роли. В этом спектакле главную работ}' по оформлению выполнил Витя Мананков. Он стал нашим бессменным ху­ дожником, «правой рукой» Пацевича. Доброе участие Виктора, его друже­ ское расположение ко всем, веселый нрав - запомнились навсегда. Позднее, уже врачом, он организовал театр-студию при областном Доме офицеров. Мне довелось участвовать в одном из его спектаклей. Он назывался «Эй, кто- нибудь!», по пьесе американского писателя армянского происхождения Уильяма Сарояна, о притеснениях негров в США. Успешно работал Манан­ ков и как художник, участвовал в выставках. . 3 . Начался мой четвертый курс. Застой давно уж процветал, засасывая в свое болото все более и более. И вот как бы последним всплеском живой мысли, еще возможной в недрах периферийного студенческого театра, при­ мером неравнодушного отношения к жизни, стал наш очередной спектакль по пьесе молодежного журналиста Леонида Жуховицкого, - «Остановиться - оглянуться». Спектакль готовили основательно и серьезно. С то го учебного года студия стала более требовательной к себе и набирала актеров через эк­ замен. Нужно было прочитать стихотворение, басню, и выполнить этюд - почти что, как на приеме в театральное училище. Первокурсница из Северо­ двинска Наташа Амирова, проникновенно прочитав стихи «О советском пас­ порте» Маяковского, стала исполнительницей главной роли в новом спектак­ ле. В нем говорилось прямо о людях, «которые сверху, те и давят», а контра- 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz