Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.
дыдущих жанров, - французского шансона, русского романса, уличных сти лизаций трубадуров, - стала новым невиданным и неслыханным ранее на правлением музыкальной культуры, возникшей именно в России, на рубеже оттепельных 50-х годов. И основоположником авторской песни, именно то гда, стал Булат Окуджава. Именно за ним, плотным строем выстроились по следующие яркие представители - Галич, Высоцкий, Кукин, Клячкин, Юлий Ким, Новелла Матвеева и многие - многие другие. Вслед за оттепелью, с конца шестидесятых, под скрежет гусениц танков в Праге, надвигалась мрачная и убогая, мутная и уродливая пора застоя. Выстраиваются очереди в магазины, под бульдозерный нож ложатся полотна художников, рассыпаются гранки набранных произведений, кладутся на пол ки неугодные властям созданные фильмы. И в этой рубке не выдерживает сердце Высоцкого, изгоняются из страны Галич и Клячкин, зажимают рот Визбору. И только Окуджава, как последний боец роты, прикрывает им от ход, держит оборону от наседающего коварного врага. «Поющего поэта» дозировано допускают к выступлениям, контролируя чуть ли не каждое вы сказанное им слово. Потому и каждая песня отшлифована, чуть ли не замас кирована, - под гусарский куплет, или пиратские припевы, аллегорические андерсеновские сказки, или фантастический ночной троллейбус. И режим дезориентирован, он теряется в поисках крамолы, и вынужден слушать, но не слышать его мыслей в поющих строках. Но и Мастер выдыхается. Он как- то замолчал, на целых семь лет, не создав ни одного стиха к музыке, а потом, как выплеснулось, понесло его вдохновение, каждый месяц по нескольку пе сен. Так, лавируя, Булат Окуджава сумел сохраниться надолго, обеспечивая духовный климат общества, держа марку достоинства. Недаром же окру жавшие называли его - «нравственным камертоном застоя». И это была - Истина. Много и плодотворно Булат Окуджава работал в кино. Сочинял музыку, писал киносценарии, играл иногда как актер. Достаточно назвать лишь неко торые из фильмов и станет ясно, что невозможно представить кино его вре мени без него. «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Июльский дождь», «Покровские ворота», «Короткие встречи» и десятки других, всего около восьмидесяти фильмов, где участвовал в разных качест вах Окуджава. Влияние тех фильмов на людей было безмерно, песни и му зыка их западали в душу, помогали выжить в удушливой атмосфере застоя, в переменчивой среде перестройки. Окуджава - единственный состоявшийся Мастер, прошедший Вторую Мировую войну. Другие поющие поэты или не успели на неё по молодости, или не попали по здоровью. Лишь потом уже, на волнах начавшихся измене ний в стране, появились барды с афганской и чеченских войн, со своими смотрами, фестивалями, кумирами. Они органично влились в созданную и освоенную Окуджавой военную тему. Успешно работали над своими воен ными песнями Александр Розенбаум, Александр Дольский. Последний, кста ти, награжденный Госпремией им. Окуджавы в 2002 году, когда-то высту пал в городе Лиепае.,. Начинающая исполнять свои песни, лиепайчанка На дежда Тихомирова, получила тогда напутствие от именитого барда. Но и к 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz