Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.

дыдущих жанров, - французского шансона, русского романса, уличных сти­ лизаций трубадуров, - стала новым невиданным и неслыханным ранее на­ правлением музыкальной культуры, возникшей именно в России, на рубеже оттепельных 50-х годов. И основоположником авторской песни, именно то­ гда, стал Булат Окуджава. Именно за ним, плотным строем выстроились по­ следующие яркие представители - Галич, Высоцкий, Кукин, Клячкин, Юлий Ким, Новелла Матвеева и многие - многие другие. Вслед за оттепелью, с конца шестидесятых, под скрежет гусениц танков в Праге, надвигалась мрачная и убогая, мутная и уродливая пора застоя. Выстраиваются очереди в магазины, под бульдозерный нож ложатся полотна художников, рассыпаются гранки набранных произведений, кладутся на пол­ ки неугодные властям созданные фильмы. И в этой рубке не выдерживает сердце Высоцкого, изгоняются из страны Галич и Клячкин, зажимают рот Визбору. И только Окуджава, как последний боец роты, прикрывает им от­ ход, держит оборону от наседающего коварного врага. «Поющего поэта» дозировано допускают к выступлениям, контролируя чуть ли не каждое вы­ сказанное им слово. Потому и каждая песня отшлифована, чуть ли не замас­ кирована, - под гусарский куплет, или пиратские припевы, аллегорические андерсеновские сказки, или фантастический ночной троллейбус. И режим дезориентирован, он теряется в поисках крамолы, и вынужден слушать, но не слышать его мыслей в поющих строках. Но и Мастер выдыхается. Он как- то замолчал, на целых семь лет, не создав ни одного стиха к музыке, а потом, как выплеснулось, понесло его вдохновение, каждый месяц по нескольку пе­ сен. Так, лавируя, Булат Окуджава сумел сохраниться надолго, обеспечивая духовный климат общества, держа марку достоинства. Недаром же окру­ жавшие называли его - «нравственным камертоном застоя». И это была - Истина. Много и плодотворно Булат Окуджава работал в кино. Сочинял музыку, писал киносценарии, играл иногда как актер. Достаточно назвать лишь неко­ торые из фильмов и станет ясно, что невозможно представить кино его вре­ мени без него. «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Июльский дождь», «Покровские ворота», «Короткие встречи» и десятки других, всего около восьмидесяти фильмов, где участвовал в разных качест­ вах Окуджава. Влияние тех фильмов на людей было безмерно, песни и му­ зыка их западали в душу, помогали выжить в удушливой атмосфере застоя, в переменчивой среде перестройки. Окуджава - единственный состоявшийся Мастер, прошедший Вторую Мировую войну. Другие поющие поэты или не успели на неё по молодости, или не попали по здоровью. Лишь потом уже, на волнах начавшихся измене­ ний в стране, появились барды с афганской и чеченских войн, со своими смотрами, фестивалями, кумирами. Они органично влились в созданную и освоенную Окуджавой военную тему. Успешно работали над своими воен­ ными песнями Александр Розенбаум, Александр Дольский. Последний, кста­ ти, награжденный Госпремией им. Окуджавы в 2002 году, когда-то высту­ пал в городе Лиепае.,. Начинающая исполнять свои песни, лиепайчанка На­ дежда Тихомирова, получила тогда напутствие от именитого барда. Но и к 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz