Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.

до тех пор в это не веришь, и до последнего момента сомневаешься и пере­ живаешь волнение внутри: "Л вдруг не так?.." Я два раза искал могилу Скромного, когда вернулся из рейса в Мурманск впервые после его кончины, летом 2007-го, и не нашёл. Пригород мой, где живу, по пути мимо кладби­ ща, но в летний период некого было попросить, чтобы показали, провели. Я нашёл Николая в третий раз, и уже не один. И вот мы стоим перед надгроби­ ем, - Николай смотрит на нас с фотографии, в полуобороте, слегка снисхо­ дительно и с прищуром, будто хочет что-то сказать и будто кивает нам. при­ ветствуя. Горло дерёт хороший полный глоток обжигающей водки, но это кстати ещё и потому, что в позднем октябре на Севере, холодный и прони­ зывающий, леденящий душу ветер, - бывает часто. "Как хорошо..." - смахи­ вая слезу и подправляя цветы, говорит любившая его женщина, - "не страшно ведь теперь умирать, - я ведь встречусь с ним ...т а м ... " 2008, Лиепая ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОВЕСТИ «МАШУК» Повесть о Лермонтове писателя Николая Скромного по-своему уни­ кальна и необычна. Автор четырехтомной эпопеи о времени «Большого террора» в СССР, насквозь политизированной, обращенной к современно­ сти, пропитанной духом возрождения новой России, вдруг обращается к узкой теме обстоятельств гибели хрестоматийного поэта. Что это? Наме­ ренный уход от острых проблем нашего времени? Способ рассказать о вновь открытых, доселе неизвестных причинах трагической дуэли? Или переоценка собственных воззрений на творчество классика, попытка пере­ осмыслить его тернистый путь? Сейчас трудно судить. Большого русского писателя, еще при жизни названного «заполярным Шолоховым», уже нет с нами... Но в любом случае, повесть, его второе по сути, и последнее произведе­ ние, им созданное, - существует. Оно мне досталось в «разобранном» виде: разбросанное по частям, в электронной версии, с несовпадающими шрифта­ ми. Мне доверили этот «потайной» текст, как сценаристу по эпопее «Пе­ релом» Николая Скромного, поскольку я уже сталкивался и работал со стилем и манерой письма талантливого автора и, надеясь, что мне под силу будет справиться и с этой задачей и я сумею воссоздать, восстановить, со­ брать разрозненные файлы в единое целое. Я учел те методы и приемы твор­ чества Николая Александровича, о которых он мне сам рассказывал. Это - нарастающая, вразброс, не по течению времени, фабула повествования, рас­ становка каждого эпизода в нужном, необходимом по логике развития со­ бытий, месте. И поражающая, прямо-таки, завораживающая достоверность изображаемых событий. Особенно это проявляется в предлагаемой повести. Она читается с неослабевающим интересом и держит в напряжении до са­ мого конца, до последней буквы. Зная дотошность Скромного к каждой строке, каждому слову, можно представить, как он упорно и внимательно трудился, изучая материалы, относящиеся к повести, как удивительно точно воспроизвел все сцены, реальных персонажей из окружения поэта, нарисо- 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz