Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.
до тех пор в это не веришь, и до последнего момента сомневаешься и пере живаешь волнение внутри: "Л вдруг не так?.." Я два раза искал могилу Скромного, когда вернулся из рейса в Мурманск впервые после его кончины, летом 2007-го, и не нашёл. Пригород мой, где живу, по пути мимо кладби ща, но в летний период некого было попросить, чтобы показали, провели. Я нашёл Николая в третий раз, и уже не один. И вот мы стоим перед надгроби ем, - Николай смотрит на нас с фотографии, в полуобороте, слегка снисхо дительно и с прищуром, будто хочет что-то сказать и будто кивает нам. при ветствуя. Горло дерёт хороший полный глоток обжигающей водки, но это кстати ещё и потому, что в позднем октябре на Севере, холодный и прони зывающий, леденящий душу ветер, - бывает часто. "Как хорошо..." - смахи вая слезу и подправляя цветы, говорит любившая его женщина, - "не страшно ведь теперь умирать, - я ведь встречусь с ним ...т а м ... " 2008, Лиепая ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОВЕСТИ «МАШУК» Повесть о Лермонтове писателя Николая Скромного по-своему уни кальна и необычна. Автор четырехтомной эпопеи о времени «Большого террора» в СССР, насквозь политизированной, обращенной к современно сти, пропитанной духом возрождения новой России, вдруг обращается к узкой теме обстоятельств гибели хрестоматийного поэта. Что это? Наме ренный уход от острых проблем нашего времени? Способ рассказать о вновь открытых, доселе неизвестных причинах трагической дуэли? Или переоценка собственных воззрений на творчество классика, попытка пере осмыслить его тернистый путь? Сейчас трудно судить. Большого русского писателя, еще при жизни названного «заполярным Шолоховым», уже нет с нами... Но в любом случае, повесть, его второе по сути, и последнее произведе ние, им созданное, - существует. Оно мне досталось в «разобранном» виде: разбросанное по частям, в электронной версии, с несовпадающими шрифта ми. Мне доверили этот «потайной» текст, как сценаристу по эпопее «Пе релом» Николая Скромного, поскольку я уже сталкивался и работал со стилем и манерой письма талантливого автора и, надеясь, что мне под силу будет справиться и с этой задачей и я сумею воссоздать, восстановить, со брать разрозненные файлы в единое целое. Я учел те методы и приемы твор чества Николая Александровича, о которых он мне сам рассказывал. Это - нарастающая, вразброс, не по течению времени, фабула повествования, рас становка каждого эпизода в нужном, необходимом по логике развития со бытий, месте. И поражающая, прямо-таки, завораживающая достоверность изображаемых событий. Особенно это проявляется в предлагаемой повести. Она читается с неослабевающим интересом и держит в напряжении до са мого конца, до последней буквы. Зная дотошность Скромного к каждой строке, каждому слову, можно представить, как он упорно и внимательно трудился, изучая материалы, относящиеся к повести, как удивительно точно воспроизвел все сцены, реальных персонажей из окружения поэта, нарисо- 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz