Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.
нина. И вместе с тем Николай продолжал оставаться удивительно скромным, застенчивым даже. Поразило меня один раз, буквально перед болезнью его, в последний год работы моей в пароходстве, в конце 2005-го, когда я увидел Николая стоящим в длинной очереди в поликлинике водников, на очередную медкомиссию. Меня прямо передёрнуло - писатель всероссийского масштаба стоит, как самый рядовой! И я попытался Николая провести вне очереди, втащить в отдельную, предназначенную для судовых врачей дверь. Но как я его не уговаривал, не настаивал, не просил, он не согласился. Завершая, - контурно, конечно, - рассказ об основной проблематике ро мана, нужно отметить загадку, которая до сих пор не разгадана. Несколько глав в "Переломе" посвящены Богу. И потому невозможно оторваться, от решиться от романа, он завораживает, притягивает своей ... недосказанно стью, тайной, и это ощущение , исподвольное поначалу, от книги к книге нарастает. Будто перед грозой, - неясно чувствуется мягкость, округлость изображаемого, потом доносится, издалека вроде, слышится далёкий грохот, от наваливающихся, одна за одной, резких и страшных картин: высылка, го лод, страдания людей, тюрьмы, лагеря, и дальше, будто заключительные ак корды вагнеровской или другой подобной симфонии, наваливаются, бурей, - потрясающие эпизоды: убийства, совершённые блатарями; самоубийство; гибель ребёнка от волков; предсмертные мучительные муки от не оказанной медпомощи на этапе... Но выдержал всё несгибаемый, непокорённый народ, как и сказал главный герой Похмельный в заключительной главе: "Выстоим, выдюжим... Народ не известь..." На этой оптимистической ноте и заканчи вается роман. И как символ этого, - нарисованный на обложке романа . самим автором, на фоне купола церкви, - вздыбленный мощный конь, рву щийся к свету, в небеса... Николай Скромный не любил сравнений с великими, хотя его и стави ли, в один ряд, с автором "Тихого Дона" и "Поднятой целины". Но главное творение Николая Скромного, четырёхтомная эпопея "Перелом", которую он писал более 20 лет, да по существу , всю жизнь, и сложил за неё голову, по масштабам и художественной силе действительно претендует занять, сме ло и уверенно, своё место в ряду шедевров русской классической литерату ры и ещё долго будет будоражить умы, если станет доступной. Книга эта уникальна тем, что приоткрыла, осветила ещё одно, далеко не последнее бе лое пятно в трагедии России периода большевизма - "перелом хребта рус скому крестьянству", - как писал в своём "Архипелаге ГУЛАГЕ" другой ве ликий русский писатель, Александр Исаевич Солженицын. И если дальше проводить параллели, то Скромный просто не успел многого сделать, просто ему было возможностей мало, просто время жить, Николаю Александрови чу, - досталось другое. "Пе дай Бог жить во времена перемен" - сказал ещё кто-то из великих. И годы эти, - глухоты, забвения, - до нынешнего века, - сказались. Но "работать надо, работать..." - так любил повторять Коля Скромный, когда я его редко, накоротке встречал, - в то пропадшее десяти летие, с 91-го по 01-й ... Замечаешь удивительное и не раз, - в своих представлениях об ушед ших. Пока не удивишь чего-то реального, подтверждающего утрату человека, 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz