Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.
ЭССЕ УЧАСТЬ РУССКОГО ТАЛАНТА. ЗАГОВОР МОЛЧАНИЯ. (статья для журнала «Наги Современник») В сентябре 1984 года Центральное телевидение, первым показом, представило созданные последние серии "Вечного зова". А через год, тоже в сентябре, я впервые пришёл в литературное объединение при Мурманской писательской организации. Два события никак не связаны, но они почему-то сошлись в моём сознании, когда я начал писать эту статью, заказанную ре дакцией. Запомнился чекист Алейников, в неподражаемом исполнении актё ра Николая Бирюкова, заживо сожжённый украинскими националистами. Таких сцен в кино ещё не было, чтобы вот так, показывали ужасную казнь - вроде бы героическую гибель стойкого большевика-ленинца. Ещё по суще ству ничего не менялось в освещении правдивой истории страны, ещё никто не знал о миллионах жертвах, уничтоженных чекистами во имя коммуниз ма. Но уже тот эпизод, в фильме, который смотрело всё население Совет ского Союза, как бы и символизировал в недалеком будущем, бесславный в общем-то, и неизбежный - конец большевизма, который и распался вскоре, на шестой части планеты, - обвалился, исчез, - буквально через семь лет. И уже в то время Николай Скромный, будущий и талантливый русский писа тель, - неторопливо и кропотливо, подробно и точно, - создавал свою эпо пею, роман "Перелом" - крупномасштабное, многоплановое произведение, о событиях 30-х годов: трудной судьбе спецпереселенцев в Северном Казах стане, о начале создания карагандинского ареала ГУЛАГа, о страшном голо де на Украине, о гонениях и лишениях народностей Северного Кавказа, о притеснениях и массовой гибели людей на казахских стойбищах. И вряд ли он надеялся, что труд свой сможет когда-нибудь, кому-нибудь, - показать, обнародовать, или опубликовать. Ведь под запретом находились произведе ния, не менее выдающиеся и значительные, - писателей Булгакова, Гросс мана, Дудинцева, Домбровского, Платонова, Ивана Шмелева и многих дру гих, составляющих гордость русской литературы... Но начну по порядку. Воспоминания накатывают волнами и память, отсекая, наверное, всё лишнее, избирательно всё-таки вытаскивает из своих недр вроде бы что-то на первый взгляд обыденное, будничное, но именно потом, после, это осоз наётся как значимое, важное. Вот мы сидим со Скромным, ещё в лучшие, до болезни его, времена, - в закуточке перед его секретарским кабинетом, вти хомолку курим и вдруг он мне бросает, - так, походя, безо всякой связи с предыдущим разговором : "а твоя искренность, в повести, - подкупает..." И моё нутро куда-то проваливается, я ощущаю причастность, к этому крупно му писателю, земли Русской, благодарность к нему и к своей судьбе, встре тившей на пути этого замечательного человека. И тут же всплывает другое, почти знаковое событие. Перед глазами моими встаёт тот конференц-зал, почти опустевшая аудитория местного пединститута, в Мурманске, 2 февра ля 1986 года, в непоздний ещё, воскресный вечер. Немногие оставшиеся, на 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz