Рогожин, Н. Н. Короткое дыхание мечты : избранная проза : рассказы, очерки, эссе, публицистика, критика, воспоминания / Николай Рогожин. - Онега : Онежское книжное издательство, 2015. - 269, [2] с. : портр.

Я чувствовал себя брошенным в пучину океана без науки плавать. Зава­ ленный инструкциями, наставлениями и приказами, но без подсказки, совета коллег, без живого участия. Странная контора. Сослуживцы-врачи узнают друг о друге только где-то на африканской широте, по голосам радиотелефо­ на, а вот собраться вместе у начальника медицинской службы, разобрать проблемы, высказать наболевшее, послушать коллег никак не удается. Водо­ снабжение и гигиена питания, дезинсекция и дератизация, паразитология и санитарный контроль - все смешивается у новичка «дока» в голове перед от­ летом на судно. Только за три дня до самолета, когда мне становилось и стыдно, и страшно, что чувствую себя неподготовленным, мне помог случай. Тот самый врач, увильнувший от моего первого капитана- деспота, вдруг оказался со мной в ведомственном «уазике» по пути в аптеку. Он гениально подсказал: «книжки, книжки собирай... просматривай...» Стармех - второй человек на судне. Он и за стол в кают-компании са­ дится напротив капитана. Жалко его - спился. Это я понял уже к середине рейса, когда он сидел у меня в каюте, допивая из моей фляжки спирт, и пока всю ее не опорожнил, не ушел. Угнетающее снижение интеллекта. Не того, с помощью которого отгадывают кроссворды, а другого, неотъемлемого от по­ нятия «интеллигентности» - духовности. Потерялось в нем нечто гораздо бо­ лее тонкое, хрупкое, что заложено в лобных долях, что в первую очередь и поражается, алкоголем. Такт, воспитанность, учтивость. На смену им пришли обиды на всех и вся, упреки. Мол, я ни разу не спускался в «машину». Я был там. Действительно, горячий цех, наверное, прохладней по сравнению с тем, что делается внутри корабля в тропиках. Настоящий ад - к жаре еще присое­ диняется грохот металла, вибрация, качка. «Врачи раньше были лучше - вы­ слушиваю назойливые обвинения, - руку отрезанную пришиваш, а сейчас укола сделать боятся». Я на него не обижаюсь. Стармех помог вызволить старпома, уговорил капитана не наказывать его так жестоко. Да и сам капи­ тан выдохся, когда нес за старпома вахты - самые трудные, с четырех до восьми утра. И даже приглашения его по трансляции на завтрак звучат и как- то дико, в отличие от привычных доброжелательных приветствий старпома. 4. Отходим от последнего причала к порту отлета. И тут новая беда - ни­ как не могу найти боцмана. Отход, известно, его кровное дело. Оказалось, пьяный спит на баке. И снова капитанский метод - списать в пассажиры. Старпом просит меня - нужна помощь. Спускаюсь на нижнюю палубу, в каюту боцмана. Мутные пгаза, сиплый голос и мрачный рассказ о разговоре с капитаном. Боцман сказал ему, что если спишут в пассажиры, он повесится. А капитан в ответ: «у меня в трюме места много, от груза освободили, - ве­ шайся». Я вспоминаю случай из «скорой помощи», где работай последние годы. Если алкоголик высказывает суицидные мысли, его нужно определить в стационар. Одну женщину не довезли - она выпрыгнула из машины на ско­ рости. Насмерть. Боцмана нужно спасать. Достаю последнее дефицитное лс- J. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz