Репневский, А. В. Россия и Норвегия: русский идеализм в оценке взаимных отношений // Вестник Баренц-центра МГПУ. - 2006. - № 5'05. - С. 99-105.

нами Запада, а особенно со странами-членами НАТО, было принято ак­ центировать внимание на проблемах противостояния2. А с середины 80-х годов впервые открылась возможность говорить о хорошем и светлом в длительном по времени соседском сожительстве. Такая возможность сама по себе была серьезным прорывом на излете «холодной войны». На ка­ кое-то время появление большого объема исторической информации о лучших достижениях и добром взаимопонимании между нашими наро­ дами и государствами было даже положительно. Это уравновешивало исключительно критический подход предыдущего исторического перио­ да. Нельзя было только снова «перегибать палку». Во-вторых, традиция русского гостеприимства не позволяла омрачать праздничную обстановку прихода яхты «Паулина» и последующей креп­ нущей цепи культурных обменов и экономических связей упоминанием о проблемах и просто обязывала вполне искренне вести речь о плюсах в наших историко-культурных контактах.3 В-третьих, большинству неспециалистов в СССР, а специалистов по проблемам русско-норвежских отношений было всего несколько человек, на самом деле казалось, что сложности взаимных отношений XX века были порождением чисто идеологических системных разногласий прежнего со­ ветского времени, которые были особенно обострены обстановкой «холод­ ной войны» весьма ощутимой в студеных водах Арктики. Им казалось, что «перестройка» с ее «новым политическим мышлением» все исправит. В-четвертых, в ходе перестройки стал меняться в лучшую сторону ис­ торические и политологические оценки деятельности социал-демокра­ тических партий, создавших «общество всеобщего благоденствия». В ре­ зультате деятельности российской перестроечной пропаганды во второй половине 80-х гг. XX в. Швеция и Норвегия быстро становились образцами такого «идеального» общества в сознании тогда еще советского человека. На эту тему за несколько лет были изданы десятки научных и публицисти­ ческих книг,4 что говорит об устойчивом интересе к теме среди читателей- специалистов. На уровне депутатов Верховного Совета СССР даже возник и закрепился тезис о том, что в «Скандинавских странах больше социализ­ ма, чем в СССР» и что именно это и есть «социализм с человеческим ли­ цом», результат успешной конвергенции, методы которой Советскому Союзу и России следует перенимать. В этом смысле все чаще прибывав­ ших в Архангельск норвежцев подсознательно воспринимали как «старших братьев по классу». Это тоже было в новинку, так как до сего момента СССР всегда сам выступал в роли учителя - «старшего брата» народов, вступивших на путь строительства социализма. В-пятых, были и исторические причины для формирования исключи­ тельно дружественного образа Норвегии в русском взгляде. Назовем лишь некоторые. Это касается, например, значимой роли, которую сыгра­ ли варяжские дружины в формировании Киевской Руси и первой отечест­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz