Репневский, А. В. Концессии скандинавов - важный элемент восстановления промышленности Русского Севера (двадцатые годы XX века) / А. В. Репневский, О. В. Зарецкая // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию проф. А. А. Киселева) : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2006. - С. 103-115.

регистрирована в Лондоне. Общество занималось фрахтовкой норвежских су­ дов для советских экспортных-импортных грузов и старалось своими дейст­ виями сбить цены на фрахт. Только за сезон 1923 г. общество сумело заф­ рахтовать 469 пароходов и получило доход 90,76% на вложенный капитал, что можно считать выдающимся результатом.' В тоже время и те же учредители создали и вторую транспортную фир­ му «Русско-норвежское пароходное акционерное общество» или «Норшкрус- сиске». Это общество имело задачу создания собственного флота общим тоннажем до 30.000 тонн, приспособленным для плавания в Белом море. К 1925 г. оно располагало уже 6 пароходами, четыре из которых были построе­ ны в Норвегии. Еще два новых были заказаны во Франции. Так начиналось воссоздание собственного транспортного флота России взамен того, который был уведен белыми войсками и иностранцами в конце Гражданской войны.1 2 Более других известна на Беломорье Олезунская зверобойная концес­ сия. Москва предоставила Норвегии право зверобойных концессий в морях Се­ верного Ледовитого океана. В отличие от лесных концессий это была т.н. «чис­ тая», а не смешанная концессия. 11 декабря 1923 г. "Олезундский союз тюле- непромышленников" получил возможность ежегодно с начала марта и по сере­ дину июня промышлять в российских водах морского зверя. Концессия просу­ ществовала целых 16 лет - с 1924 по 1939 гг. За это время, по подсчетам авто­ ра, добыча морского зверя в горле Белого моря составила не менее 2700000 голов и СССР получил концессионной платы примерно 270000 долларов. Параллельный советский и норвежский промысел вызвал быстрое со­ кращение тюленьего стада в горле Белого моря. Поэтому 23 февраля 1926 г. концессионный договор был пересмотрен в сторону ограничения убоя и уси­ ления контроля за состоянием беломорского тюленьего стада. Это было одно из первых международных экологических соглашений в Заполярье. Впервые в истории совместной деятельности России и Норвегии на Беломорье стала действовать регулярная международная научно-хозяйственная комиссия по изучению и сохранению популяции морского зверя. Активная конкуренция норвежских концессионеров подтолкнула советские хозяйственные органы к серьезной модернизации собственной промысловой кампании. Советские зверобои стали широко применять на промысле ледоколы и самолеты. В связи с изменением внутренней политики в СССР с конца 1920-х гг. началась ускоренная ликвидация существующих концессий и сворачивание всей советской концессионной политики: новые договоры уже не подписыва­ лись, а старые не обновлялись. В связи с этим к 1930 г. все лесные концессии на Русском и Европейском Севере прекратили свое существование. До 1939 г. действовали только японские концессии на Дальнем Востоке и Олезундская зверобойная концессия на Русском Севере, но последняя начала свою дея­ тельность значительно раньше японских. Обобщив результаты работы концессий и совместных обществ на Рус­ ском Севере в 20 -30 годы XX века, можно выделить некоторые их характер­ ные особенности в сравнении с общесоюзным уровнем. 1Архив внешней политики РФ. Ф 04. Оп. 30. Л. 10 - 10 оборот. 2 Клочев С.Ю. торговая деятельность в Беломорье смешанных русско-норвежских обществ (20-е годы XX века)//Слово о людях и земле поморской. Вып. 2. Сб. ст. и те­ зисов под ред. А.В.Репневского. - Архангельск, 1995. - С. 1 1 6 -1 1 7 . 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz